Интервью белорусским телеканалам ОНТ и СТВ

0
680
Время на чтение 8 минут

Интервью митрополита Минского и Заславского Вениамина белорусским телеканалам ОНТ и СТВ

Источник: Официальный сайт БПЦ/Патриархия.ru

На телеканалах ОНТ и СТВ вышли интервью Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина.

***

Рождественские вечера — хороший повод поговорить о том, что важно для истинных белорусов и как приумножить духовное богатство. Об этом и многом другом состоялся разговор на телеканале ОНТ в эфире программы «Контуры» с митрополитом Минским и Заславским Вениамином.

— У Белорусской Православной Церкви совершенно четкая позиция по поводу перезагрузки белорусской Конституции. Какая?

— Прежде всего останавливаем внимание общества на семейной тематике, потому что семья — это ячейка общества. Как поставлено дело, положение в семье, так и общество наше будет развиваться, поэтому очень важно, чтобы традиционные семейные ценности были закреплены в Основном законе нашей страны и, кроме того, говоря о семье, о перспективе развития семейной политики, важно, чтобы духовно-нравственная составляющая также была усилена в Основном законе. И важно, чтобы через духовно-нравственное воспитание, которое предлагается для широкого использования в школах и в обществе, привлечь внимание современных людей к тому, насколько что происходит в душе человека. И, исходя из этого, мы сможем больше доброго и положительного привнести в жизнь нашей страны. Мы видим, что те же европейские страны меняют во многом подходы к пониманию семьи. И мы ведь живем в Европе, и эта тенденция продвигается и на нашу территорию.

Поэтому важно, чтобы мы четко для себя понимали, где все-таки мы можем следовать примеру европейских стран, а где-то сказать, что «нет, нам это не подходит, потому что мы знаем, что из этого ничего доброго не получится».

— В новогодние рождественские праздники принято оглядываться назад. Не самый простой год мы пережили, не самое простое время мы переживаем. Как Вам кажется, удалось нам достичь того самого единства в обществе, которое мы декларировали весь уходящий год, Год единства, и с помощью государственных органов, и с помощью Церкви?

— Это процесс не одного года. Но то, что было сделано в течение года, на это можно опираться в последующее время, и сейчас нынешний год, который объявлен Годом исторической памяти, он также в этом будет помогать, потому что, опираясь на историю предыдущих столетий, мы видим, как сообща можно было преодолевать трудности и как разрозненность приводила к тому, что терпели крах, приходили к страданиям, скорбям из-за того, что невозможно было преодолеть разрозненности, скорбь, испытания, которые выпадали на наш народ.

— Слово «испытание» многократно упоминается в Библии. Те испытания, которые нам послало время, белорусы, на Ваш взгляд, достойно пережили? И вынесли ли белорусы уроки из этих испытаний?

— Вспоминается пример, когда один высокой духовной жизни священник одному молодому человеку дал такое наставление: у тебя будет трудная жизнь, много будет испытаний, но потом, пройдя их, там будешь благодарить за них Бога. Я надеюсь, что наше общество, государство, пройдя эти испытания, которые выпали на долю всего человечества, — коронавирусная инфекция и так далее, все это побуждает нас задуматься о чем-то важном, в чем-то подкорректировать свою жизнь, стать ближе друг к другу, проникнуться любовью и состраданием, пониманием к другим людям. И это очень важные моменты, которые не приходят от прочтения только книг или от слова наставления. К этому нужно прийти, порой через такие трудные моменты, но важные для нас.

— Владыка, говоря о единстве, на ум приходит историческое единство трех государств Беларуси, России и Украины. Если в уходящем году Минск и Москва сделали серьезные шаги навстречу, то Украина продолжает, к сожалению, отдаляться. На Ваш взгляд, пройдена ли эта точка невозврата? Очень бы хотелось от вас услышать, что нет.

— Нет. Точка невозврата порой определяется человеческими параметрами, рассуждениями. Здесь же все-таки наши народы братские имеют духовное единство, но в рамках политической действительности мы видим разделение, серьезное разделение, которое вызывает естественную скорбь, но вместе с тем мы осознаем, что, имея такой добрый фундамент, на котором строились наши государства, мы можем и должны вернуть единение наших стран, трех народов. И имеются свидетельства святых отцов, которые говорили о том, что будет разделение между нашими тремя странами, но потом вернется все к единению.

— Ваши пожелания для всех православных, для всех христиан, для всех зрителей ОНТ.

— Святитель Димитрий Ростовский, рассуждая над смыслом Рождества Христова, этого великого праздника, передает такую важную мысль, что Бог, любя людей, подавая им различные блага и, можно сказать, истощив все свои возможности, ничего другого не имея, сам приходит на землю, чтобы явить свою любовь к человеческому роду. И пусть эта любовь, которая открывается в праздник, вдохновляет и нас на то, чтобы отвечать Богу взаимной любовью, эту любовь проявлять ближним своим и дальним, чтобы мир пребывал в наших семьях, в обществе, но прежде всего в душе каждого человека, и чтобы Рождество Христово стало таким импульсом к радости о Господе, к радости от общения друг с другом и к тому, чтобы мы стали лучше, добрее и совершеннее.

***

Понимаем ли мы истинный смысл Рождества Христова? Как Церковь относится к вакцинации и онлайн-таинствам? И какие поправки предлагает в Конституцию? Об этом и многом другом Патриаршего экзарха спросили авторы программы «Неделя» на телеканале СТВ.

— Рождество. Этот светлый, добрый праздник сегодня не потерял ли свой истинный смысл?

— Нет, не потерял. Об этом свидетельствует то, как наши города украшены, как люди приходят в храм, друг к другу в гости ходят, звучат поздравления. И не должно это потеряться у нас, потому что это наша история, наша духовность.

— Сейчас всю страну волнуют изменения и дополнения в наш Основной закон — Конституцию. Расскажите о позиции Церкви, какие моменты особенно принципиальны для Вас?

— Мы со стороны Церкви Конституцию рассматриваем в некоторых основных направлениях, которые считаем наиболее важными. Об этом должна сказать прежде всего Церковь: две составляющих. Первая касается семьи, ее положения в современном обществе с учетом того, что меняются представления об этом важнейшем институте государства. С другой стороны, как современные люди в нынешних условиях будут опираться на духовное наследие, как они будут его использовать в современной жизни. У нас очень богатое духовное наследие, но современный мир предлагает очень много иного. Важно, чтобы в свете опыта духовно-исторического нашего народа мы могли определять четко, что для нас подходит, правильно, приемлемо, принесет добрые результаты, а что лучше держать подальше.

— Как Вы относитесь к тому, что Церковь существует в виртуальном пространстве? Тут и пандемия немножко играет свою роль.

— Мы больше предлагаем богослужения посмотреть для тех людей, которые не имеют физической возможности быть на богослужении. Например, люди находятся в больнице. Или дома находятся, но в силу возраста, других обстоятельств не могут прийти в храм. Врачи, находясь в больнице, но используя короткие какие-то моменты отдыха, желают как-то прикоснуться к празднику, потому что пройдет служба, они не смогут побывать — надо людей лечить, помочь, пожертвовать своими временем и силами. В таком случае участие в богослужении, просмотр, сопереживание восполняют в некоторой степени то, что упущено, не получается осуществить. А участие в таинствах возможно только воочию. Хотя в нынешнее время людям сложно порой исповедоваться в силу эпидемической ситуации, но возможность поделиться с духовником какими-либо переживаниями, мыслями, чувствами есть. У нас открыт совсем недавно телефон доверия, на который люди, которые испытывают какие-то трудности, переживания, могут позвонить, спросить совет священника. Думаю, что важно такое движение вперед, мы стараемся отвечать на запросы нынешнего времени, но при этом опираясь на традиции и делая ее доступной современному человеку, понятной.

— Мы как раз заговорили об эпидемиологической ситуации. Медики продолжают настаивать на вакцинации. А священнослужители активно вакцинируются?

— Надо сказать, что многие священнослужители переболели. Знаю, что некоторые священнослужители, как только появились вакцины, стали вакцинироваться, но не все. И тут есть объяснение: тема вакцинации — это тема, которая должна рассматриваться каждым человеком индивидуально с учетом его возраста, состояния здоровья, рекомендаций врачей и так далее. Тут больше мы доверяем врачам, их опыту, знаниям. Вместе с тем осознаем, что история свидетельствует, что многие такие эпидемии удалось предотвратить, благодаря вакцинации. Тут важно, чтобы не было разделения в обществе на уровне «Ты вакцинировался?» — «Нет» — «А почему, а как?». Тут важно уважать мнение другого человека. Каждый для себя выбирает, исходя из различных составляющих, что лучше.

— Белорусы в силу своего менталитета привыкли помогать не только друг другу, но и всем людям, которые попадают в беду. К сожалению, в прошлом году наша страна столкнулась с миграционным кризисом, люди продолжают оставаться на границе. Поведение наших соседей вызывает у нас некоторые вопросы. На Ваш взгляд, есть ли такое понятие двойной морали?

— Как мы хотим, чтобы поступали с нами, так мы должны поступать с ближними нашими. Я думаю, что если опереться на эти вековые духовные законы, которые и восприняла Европа в свое время и была христианским пространством, то тогда ситуация разрешится, будут найдены правильные решения. Ведь тут вопрос решается прежде всего где-то с опорой на духовные составляющие. Потому что если решать только на уровне закона межгосударственного, то ситуация возникает тупиковая, нет результата. Искренне хотелось бы, чтобы в эти святые дни и начало нового года ситуация разрешилась и те люди, которые испытывают такие скорби, трудности (мигранты), были утешены и прославили Бога.

— Человечество все время будет задаваться вопросом, а некоторые любят понагнетать, придумать разного рода страшилки про конец света. Как нужно к этому людям относиться, стоит ли этого бояться или жить одним днем?

— «Жить и не тужить», — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Но он это говорил в таком смысле, чтобы человек не унывал и смотрел за тем, чтобы соответствующее настроение было в душе человека. Действительно, какие-то предсказания, информация какая-то порой может очень отягощать человека, тем более если человек очень восприимчивый по своей природе. И это не плохая черта, ее можно использовать и во благо, он может чувствовать другого человека и оказывать большую помощь через это. С другой стороны, и сам очень раним. Мы, говоря о последних временах, вспоминаем слова Спасителя, который определил, что о времени, о часе этом никто не знает, только Отец Небесный. Поэтому все пророчества, что в этом году или в другом, конечно, недостоверны, они не заслуживают никакого внимания.

— Завершить нашу беседу хотелось бы на оптимистичной ноте. Может, небольшое напутствие от Вас, как себя вести в эти праздничные, Рождественские дни?

— В эти святые дни желаю всем вам, братья и сестры, чтобы вы делились радостью родившимся в мир Спасителем. Старались переживать ее и в этом находить радость жизни этого дня. И пусть в эти святые дни мы храним мир в сердцах наших, который принес Христос на землю и многократно преподавал в общении с учениками своими и заповедовал мир иметь в себе. Пусть этот мир пребывает в наших семьях, обществе, трудовых коллективах, пусть радость праздников вдохновляет нас на все доброе и полезное. И чтобы мы с благодарностью относились к Богу, свою любовь проявляли к ближним нашим, ради которых Господь и пришел на землю.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2. Владимир С. М.

quote]Кому-то не понятно, что по телефону не исповедают, а также не причащают?

Мне, например, непонятно, почему по телефону не исповедают и не причащают..? /Хотя при определённых условиях это делают уже сейчас.../. Но Вы, ув В, правы, я о другом...

У нас слишком много людей лишены возможности исповедоваться, ~ % 90-95 верующих... Это многовато, на мой дилетантский взгляд, не находите? Ведь "наше спасение и наша погибель — в ближнем"... А если они не спасутся, то может и мы..?

Лучше пример из жизни...

"Батюшка, Вы очередь человек 50 исповедали за минут за 15? Разве так можно? - Смеется: - Во-первых я разрешаю человека лишь от тех грехов, в которых он осуждает себя сам... А на это много времени не нужно... Во-вторых, прощаю грехи не я, а Господь... Я-то прощу, а Он скажет: - А Я не прощаю!".
Так почему такой подход не м/б применён к исповеди по телефону или по почте в отношениитк внехрамовым христианам (а это миллионы верующих!)? Почему телефонный священник не может отпустить грешнику те грехи, в которых грешник сам искренне осуждает себя..? Да, это не храмовая исповедь, но если она осознанная и искренняя, и если при этом дается обещание себе, Богу, священнику приложить все усилия для борьбы с исповеданными грехами, то почему нет? Это же открывает перекрытую дорогу в Церковь многим и многим людям... Нет?
Почему та форма разрешающий молитвы (только в отношении исключительно тех грехов, в которых кающийся сам неформально, искренне осуждает самого себя?!) о которой я сказал, не может быть применена во время теле-/фонной/ исповеди..? Не вижу принципиальных нарушений в сравнении с храмовой исповедью... А уж по сравнению с ничем...

Теперь о Причастии... Чашу по телефону и в письме не передашь... Тут Вы правы... Но ведь это отнюдь не означает запрета на духовное и мысленное причащение -  https://elitsy.ru/profile/257869/2224477/ . Там минут на 5... По нашему времени, опять-таки по сравнению с ничем для миллионов людей и этого не мало, верно?
Тем более во время ковида... Почему нет?

Да, сыро... Прикидки... Детали не продуманы, но запрета я не слыхал... Это ведь уровень священства, не мой! Нет, так нет... Я заткнусь...

Да и финансы... Продумать надо...

По-моему, зернышко здесь есть... А там, глядишь, и в кирпичные храмы потянутся... Нет?

Вот о чем я спрашивал; спасибо за Ваш ответ, ув. В. Думал, всё очевидно... Извините... Право на ошибку...
Сант / 14.01.2022, 01:18

2. Ответ на 1, Сант:

У нас открыт совсем недавно телефон доверия, на который люди, которые испытывают какие-то трудности, переживания, могут позвонить, спросить совет священника.


а в России есть ли реальный телефон, по которой каждый грешник мог бы исповедовать свои грехи в любое время?...Ну, что же... Жизнь


Почитаешь и не знаешь - смеяться или плакать от этих причитаний? Кому-то не понятно, что по телефону не исповедают, а также не причащают etc? По русски же написано: "Спросить совет священника"...
Владимир С.М. / 13.01.2022, 14:38

1. А у нас..?

У нас открыт совсем недавно телефон доверия, на который люди, которые испытывают какие-то трудности, переживания, могут позвонить, спросить совет священника.


Так, а в России есть ли реальный телефон /линия занята, батюшка отошёл, позвоните завтра.../ (или почта), по которой каждый грешник мог бы исповедовать свои грехи в любое время? Или пусть в своих неисповеданных грехах и подыхает, раз в храм не идет..? Ну, что же... Жизнь
Сант / 12.01.2022, 15:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Патриарший экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко)
Все статьи Патриарший экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко)
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27