itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему Тертуллиан просит жену не вступать в брак в случае его смерти?

0
662
Время на чтение 4 минуты

Источник: Православная жизнь

В этой статье мы разберем Тертуллианово «Послание к жене», написанное в период принадлежности богослова к Церкви, т. е. до 213 года.

Прежде чем освещать данную тему, необходимо сказать пару слов о самом Тертуллиане (имя которого полностью звучит как Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан). Он родился в Карфагене в период между 150-м и 170-м годами. Владел греческим языком, занимался юриспруденцией. Его обращение в христианство произошло около 190 года. В этот же период он удостоился рукоположения во священнический сан. Тертуллиан много проповедовал, занимался писательской деятельностью. Но, к сожалению, в 213 году он уклонился в ересь монтанизма, отпал от Церкви и впоследствии не вернулся в её лоно. Поэтому его сочинения делят на два периода: до 213 года и после.

В этом послании Тертуллиан просит свою жену по возможности не вступать во второй брак в случае, если его кончина настигнет первым. И далее он объясняет свой позицию, что это не его эгоизм, но здравый смысл, что выгоды Тертуллиану никакой в этом нет – лишь забота о жене. Потому что «воскресение не дает нам права ожидать в будущем веке вторичного соединения супругов», которые «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Стоит отметить, что это послание адресовано не только жене Тертуллиана, но вместе с ней и всем женщинам.

Тертуллиан пишет, что брак – это союз мужчины и женщины, он благословенный Господом и при жизни в идеале должен быть одним. Ведь у Адама была только одна жена Ева, как и у Евы был только один муж Адам. Потому что Бог только одну жену Еву извлек из ребра Адама.
Иисус Христос, придя в мир, не отменяет брак, но, наоборот, присутствует на нем в Кане Галилейской. Брак – это само по себе благо, которое было установлено еще для первых людей Самим Богом.

Тертуллиан настаивает, чтобы вдова, которая лишилась мужа, не выходила замуж второй раз, но берегла память и верность своему почившему мужу. Потому что «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Тем более что жены язычников не выходят замуж, когда умрет их любимый муж. Этим самым Тертуллиан проводит параллель между христианками и женами язычников, причем ставя в пример последних.

«Рассуди также, любезный друг, – пишет Тертуллиан, что никто не может оставить мира сего, если то Богу не угодно: даже лист с дерева не падет без Его дозволения. Надобно непременно, чтобы кто произвел нас на свет, тот и извел нас из него». Это он говорит к тому, что если он умрет прежде своей жены по воле Божией, то не иной кто, как Бог, разрушил брак по причине смерти одного из супругов. То зачем же восстановлять то, что Бог разрушил? Зачем отказываться от дарованной свободы (в данном случае жены), чтобы наложить на себя новые оковы! Апостол Павел писал: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (1 Кор. 7:27). Но далее апостол продолжает: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7:28).

Тертуллиан указывает, что второй брак мешает святости, ведь если посмотреть на апостольские постановления, то увидим, что епископ или пресвитер должен быть муж одной жены, потому что второбрачный не может учить людей о единстве того же брака, когда сам его нарушил. Такие же требования в древней Церкви были и к институту диаконис, чтобы они были женами одного мужа (1 Тим. 5:9), «дабы жертвенник Божий пребывал всегда чист и безгрешен», уточняет Тертуллиан.

Пророк Исаия пишет: «…защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:17–18). Из этого Тертуллиан делает вывод, что Господь особенно печется о вдовах, так же, как и о сиротах. Вдовой быть не стыдно и не нужно бояться одиночества или еще чего-либо, ведь за таких по просьбе Самого Бога будут всегда заступаться.

К тому же автор проводит параллель между вдовой и девственницей и пишет, что воздержание вдовы имеет даже больше заслуги по причине того, что она знает, чего лишается. «Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает». Таким образом, Тертуллиан приравнивает вдовство жены к подвигу девственниц, которые берегут себя в чистоте и ничего скверного не делают.

По сути, второй брак благословляется Церковью из-за немощи человеческой и благословляется только в определенных ситуациях, которые всегда оговариваются лично с духовником или архиереем.

Второй брак, по мысли Тертуллиана, защищают жены ленивые, болтливые, пьянствующие и кокетствующие, ведь они, не ведя христианский образ жизни, довольствуются временными благами мира сего, находясь как бы в неведении, будучи зрячими, не видят Царствия Небесного и вечной жизни в Господе Иисусе Христе, а поэтому апостол Павел говорит, что ему таких людей жаль (1 Кор. 7:28).

Если посмотреть на требник святителя Петра Могилы, то в чине Таинства Венчания, перед тем как священник будет говорить: «Венчается раб Божий имярек, рабе Божией имярек» – он должен был взять обеты с мужа и жены, что они будут друг с другом до самой своей смерти, с призыванием помощи Божией и всех святых.

В завершение Тертуллиан напутствует своих читателей о счастье семейной жизни в едином браке со словами: «Как же приятны должны быть узы, соединяющие два сердца, в одной надежде, в одной вере, в одном законе! Они как дети одного отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или раскола ни в душе, ни в теле. Они два в единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся; взаимно ободряют и руководят друг другом».

Даниил Андреев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25