Такой живой мертвый язык

1 Советский недобиток 
824
Время на чтение 5 минут

Язык — это тот удивительный и прекрасный феномен, который вместе с целым рядом других особенностей человека выделяет его из всей окружающей живой природы, наглядно демонстрируя образ Божий, заложенный в каждом из нас. Сегодня языковое многообразие поистине колоссально настолько, что с математической точностью никто не может сказать, каким числом оно выражается. При этом, увы, наблюдается и одна нерадостная тенденция — постепенно их становится все меньше и меньше.

Да, как и их носители, языки тоже смертны. Они возникают, отмеряют свой век и умирают. Одни — раз и навсегда останавливают свое развитие, выходят из повседневного употребления, попадая в разряд так называемых мертвых языков. Другие, напротив, продолжают оставаться живее всех живых.

Совершенно точно это можно сказать, например, о древнееврейском и древнегреческом языках, имеющих особое значение для мировой культуры. Именно на них написан оригинальный, самый важный, известный и горячо обсуждаемый текст в истории человечества — Библия. Наши далекие предки, населявшие территории современных России, Украины и Белоруссии, смогли познакомиться с этим кладезем Богооткровенной мудрости благодаря его переводу на славянский язык, выполненному еще в IX веке. С тех пор этот язык сопровождает нас не только на страницах изданий Священного Писания, но и в литургических молитвословиях Русской Православной Церкви.

Со времени подвигов равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия минуло уже более тысячи лет, а церковнославянский продолжает звучать в наших храмах. Живая народная речь и нормы русского языка, между тем, очень далеко отошли от своих древних предшественников. Почему же, в таком случае, наша традиция до сих пор столь трепетно относится к церковнославянскому, благоговейно именуя его даже «святым языком»? И почему мы отнюдь не спешим заменить его на более понятный современный аналог? При ответе на эти вопросы кто-то попытается обвинить Церковь в узости и косности взглядов, ультраконсерватизме или боязни каких бы то ни было перемен. Однако очевидно, что дело совсем не в этом. Попробуем разобраться вместе.

Начнем с титула «святой язык». Что дает нам право использовать такие претенциозные эпитеты применительно не только к церковнославянскому, но и к тому же древнееврейскому или древнегреческому? Сразу оговоримся: «святой» в данном случае вовсе не значит, что перед нами собственный языка Бога. Так, если Пятикнижие Моисеево или содержащееся в нем описание творения мира Словом Божьим дошло до нас на библейском иврите, это не значит, что Создатель использовал именно этот язык, призывая к бытию и упорядочивая вселенную.

Православная Церковь решительно отвергла и учение о том, что Писание может быть правильно понято только на трех языках: еврейском, греческом и латинском, ведь именно на них, как известно, была сделана надпись на Кресте Спасителя (Ин. 23:38). Едва ли какое-то наречие в мире может претендовать на статус лучшего или самого правильного. Библию переводили, переводят и будут переводить на все возможные национальные языки. Бога славили, славят и будут славить на всех доступных человеческих наречиях.

В чем же после этого состоит для нас достоинство церковнославянского? Как ни странно и парадоксально это может прозвучать, — в том, что это язык мертвый, а значит, неподвластный влиянию духа времени. Он, по сути, представляет собой некую закрытую реальность, обособленную от всего остального мира. Он защищен от проникновения в него всевозможного сленга, сомнительных неологизмов или заимствований. Его лексика не вызывает также никаких бытовых или непотребных ассоциаций. Этот язык на протяжении более чем тысячелетие принадлежит к совершенно особой сакральной сфере — области церковного богослужения и молитвы.

Церковнославянский фактически никогда не был языком повседневного общения. И сегодня на нем мы не шутим, не ругаемся, не обсуждаем курс доллара, отключение горячей воды в доме или сплетни из мира шоу-бизнеса. В этом отношении церковнославянский чист и великолепно подходит для погружения в возвышенно-сосредоточенное состояние богослужения. Учитывая все это, можно сказать: церковнославянский выгодно отличается даже от живого великого и могучего русского языка, который современными его носителями воспринимается преимущественно как средство обиходной коммуникации.

Вот представьте, чтение Евангелия в храме можно предварить возгласом: «Внимание!», что неизбежно создаст атмосферу шумного вокзала или какого-то социального института. Другое дело архаичное и отчасти высокопарное «Вонмем!», настраивающее каждого присутствующего на нужный торжественный лад.

Разумеется, сам церковнославянский текст богослужений время от времени подвергается актуальному редактированию в том случае, если те или иные его обороты вводят современного слушателя в заблуждение или конфуз. Так, например, еще в начале XX века в православных молитвословах среди утренних молитв присутствовал хорошо известный тропарь (стихословие), начинающийся со слов: «Напрасно Судия приидет …». Сегодня этот текст может быть понят ошибочно. «Напрасно» здесь значит «неожиданно». Посему слово и было заменено на гораздо более прозрачный вариант: «Внезапу (внезапно) Судия приидет …».

При этом все же согласимся, что ядро церковнославянского языка может быть без труда понято и русскоговорящими верующими. Проблема же восприятия зачастую коренится не в самом языке, а в беглом малоразборчивом чтении богослужебных текстов, храмовой акустике и даже банальном предубеждении молящегося.

В свете такого предубеждения церковнославянский язык часто представляется еще одним неудобоносимым бременем, которое должен поднять на себя человек, переступивший порог храма. Однако желание упрощения и популяризации отнюдь не всегда похвально, особенно там, где речь идет о чем-то сакральном, возвышенном и при этом мистическом, таком, как церковное общественное богослужение, которое по своей сути есть нечто не от мира сего суетного. Оно свято, т.е. надмирно и иноприродно, и язык у него тоже особенный, сакральный, отличный по своему строю и звучанию от того, что мы слышим вне храмового пространства.

Говоря о достоинствах церковнославянского, нельзя не упомянуть еще один важный момент. В наше непростое время раздоров и разделений славянский язык принадлежит к тому немногому, что продолжает объединять довольно большое количество народов, уже очень далеко отошедших друг от друга, говорящих на разных языках и ведущих разный образ жизни. Россия, Белоруссия, Болгария, Сербия… в какую бы из этих стран мы ни приехали, в храмах будет звучать такой родной и знакомый славянский язык. На фоне всех ощутимых и раздуваемых некоторыми силами противоречий он продолжает оставаться напоминанием, что мы все же народы-братья.

Нам необходимо не пытаться избавиться от этого языка как от надоедливого рудимента, но сохранить его как свое достояние, пребывающее с нами в самые разные исторические эпохи. Здесь нельзя не восхититься примером уже не раз упомянутого древнееврейского языка, который вот уже три тысячи лет является неизменным в молитвенной жизни еврейского народа, что как некий священный огонь его представители пронесли от ветхозаветных времен до XXI столетия. Нужно понимать, что современный иврит весьма сильно отличается от своего древнего предшественника, но никто в иудейской среде не помышляет о замене одним другого. Напротив, сегодня и мужчины и женщины готовы тратить довольно значительные суммы, чтобы овладеть тем, казалось бы, мертвым языком, на котором написаны их священные тексты.

Напомню, порой мертвый бывает живее всех живых. Как хорошо сказал об этом известный современный лингвист-переводчик, семитолог Андрей Графов: «Иногда, чтобы стать святым, нужно умереть».

Священник Михаил Юров

На фотографии Александра Малаховского ученики «Русской классической школы» в Архангельске. В их учебной программе — обязательное изучение церковнославянского языка.

Статья опубликована в «Вестнике Архангельской митрополии» №6 за 2020 год.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. .

Напомню, порой мертвый бывает живее всех живых.

Церковнославянский вечно молод, яко Ангелы, но стареют и дряхлеют, изнашиваются от частого употребления языки общения.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Юров
Все статьи Священник Михаил Юров
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58