«Основная миссия священника – вести людей к Причастию»

Беседа с протоиереем Йорданом Пашевым

0
390
Время на чтение 8 минут

Источник: Православие.Ru

Отец Йордан учился на художника в Болгарии, а стал иконописцем. Готовился к дружеским диспутам о вере с евангелистами, а подготовился к вступительным экзаменам в семинарию. Сегодня он окормляет общину православных болгар в Нюрнберге, реставрирует картины и иконы, а еще… развозит пиццу.

С протоиереем Йорданом Пашевым, настоятелем общины во имя преподобного Феодосия Тырновского, мы беседуем о том, как складывается жизнь священника Болгарской Православной Церкви в Европе.

– Вы родились в болгарском городе Пазарджике. Как получилось, что вы покинули родину и теперь окормляете приходы Болгарской Православной Церкви сразу в нескольких странах Европы?

– В 1999 году искали художники для росписи храма в Германии. Меня выбрали для работы в команде с одним фресковиком из Болгарии и одним из Венгрии. В священники меня рукоположили намного позже, когда у меня уже была семья.

– В Пловдиве вы окончили художественную школу и, очевидно, планировали связать свою жизнь с искусством. Но как родилось желание стать священником?

– Во время обучения в художественной школе я увлекся иконописью. Тогда, в 1980-е, это было довольно странно в глазах моих друзей. Рядом с моим домом в старинном Пловдиве стояла реставрируемая церковь. Я подружился с реставраторами икон, и они позволили мне им помочь. Так во мне возник интерес к церковному искусству. Позже, когда проходил срочную военную службу, оказалось, что в моем батальоне есть ребята- евангелисты. Мы целыми ночами спорили о вере. По воскресеньям я стал ходить в церковь и разговаривать со священником, чтобы лучше подготовиться к дискуссиям с ними. Удивительно, таким образом я незаметно для самого себя подготовился к вступительным экзаменам в духовную академию в Софии.

– Писание икон – очень ответственное дело. Какого стиля вы придерживаетесь? Стараетесь подражать иконописцам прошлого или ориентируетесь на мастеров более позднего, возможно, даже современного периода?

– В Университете Велико Тырново я пять лет изучал церковное искусство. Нам преподавали совершенно разные иконографические техники и стили. У каждого формировались свои предпочтения. В прошлом можно многому научиться, но иконописцу важно прикоснуться к сердцу современного молящегося перед иконой человека. Каждый из нас шел своей дорогой. Некоторые стали фрескописцами, другие иконописцами, а третьи, как я, священниками. Парень с моего курса стал монахом и сейчас подвизается в болгарском Зографском монастыре святого Георгия на Афоне.

– Насколько я знаю, вы занимаетесь реставрацией настенных росписей в храмах. Опишите наиболее запомнившиеся места работ и свои впечатления от того, с чем приходилось соприкоснуться.

В прошлом можно многому научиться, но иконописцу важно прикоснуться к сердцу современного человека

– Я начал свою работу в качестве реставратора фресок в мастерской покойного баварского мастера Герберта Эйхнера. Он нашел меня, когда я писал фрески в церкви в Айхштетте. В то время я не ожидал, что это станет моим основным занятием до рукоположения. Одним из самых интересных мест, где я работал, был Фрайзингский католический собор XIII века. Нас было больше 20 реставраторов разных национальностей, и работали мы около двух лет. Папа Бенедикт присутствовал на открытии собора, и мы получили от него благодарственные письма. Через год я получил заказ сделать для папы архитектурный макет духовной семинарии, в которой он учился. А потом мне было поручено сделать копию иконы XII века для кардинала Мейснера Кельнского.

Одним из самых запоминающихся объектов стала монастырская библиотека в Штраубинге, где чистка верхних слоев была чрезвычайно деликатной, а работа заняла много времени. Затем менеджер принес машину, которая убирала грязь намного быстрее, но потери в оригинале были большие. К счастью, комиссия решила продолжить испытанный старый метод миллиметр за миллиметром с использованием скальпеля.

– Расскажите немного о приходах, которые вы окормляете. Какие это города и храмы? Насколько многочисленны общины? Ваши прихожане – кто они?

– Сначала расскажу о немецком Нюрнберге и общине во имя преподобного Феодосия Тырновского. Богослужения проходят в здании католической церкви и продолжаются в соответствии с расписанием на год, несмотря на эпидемию и ремонтные работы в здании. Я ежедневно общаюсь с людьми через интернет и по телефону. Город очень красивый и с богатой историей: это город Альбрехта Дюрера, а также город, где находился штаб Гитлера.

А еще я окормляю приход на Майорке (Испания), храм великомученицы Златы Могленской. Но из-за пандемии COVID-19 в этом году я туда не приезжал. В предыдущие годы я часто летал на остров к православным болгарам – их там около 10 000 человек. Но сегодня, увы, ситуация этого не позволяет. Город очень красив, расположен на берегу Средиземного моря самого большого из Балеарских островов.

– Удается ли вести в общинах внебогослужебную деятельность? Если да – из чего она складывается?

– Путешествия и паломничества, курсы и семинары, а также богословские дискуссии. Все они предназначены для широкого круга людей, молодых и старых, начинающих и продвинутых. Провожу курсы иконописи, настенной живописи и других техник изобразительного искусства в Германии и Швейцарии уже 15 лет. Новым является то, что каждый может участвовать в обучении онлайн через интернет.

– А чем вы занимаетесь между богослужениями? Работаете на светской работе? И какие проекты осуществляете?

– В Германии моим основным занятием была реставрация фресок. Но уже пять лет мы с женой и двумя детьми живем в Цюрихе. Нам с супругой приходится работать: в Швейцарии очень высокий, а следовательно, и затратный уровень жизни. В течение недели я доставляю пиццу на велосипеде в крупную сеть ресторанов. Конечно, я продолжаю писать иконы и фрески.

– В 2019 году вы получили диплом по специальности «межкультурная теология» в Базельском университете. В двух словах: в чем суть профиля, и какова цель учебы?

– Одна из главных проблем современной Европы – это мигранты из более бедных стран. Многие из этих бедных людей верят во Христа. Культурные особенности людей формируются во многом под влиянием их веры. Чтобы помочь им интегрироваться, мы должны сначала познакомиться с ними.

– Расскажите о сложностях, с которыми вы, как священник, регулярно сталкиваетесь в своем служении. И какие проблемы испытывают окормляемые вами приходы?

– Длинная история… Я начал свое служение с большим желанием и любовью, я старался. Я был счастлив за каждого человека, которого сумел привести к Чаше. Я считал, что это мой путь. И успехи не заставили себя ждать: за несколько лет церковные общины были организованы в Нюрнберге, Пальме, Цюрихе, Женеве. Не искал награды или похвалы за свою работу. Люди доверяли мне свои страдания и любовь, и это моя самая большая награда. Но потом пришли разочарования, меня наказали и запретили на некоторое время в служении. Я пережил это очень тяжело. Конечно, я совершал ошибки. Мы все ошибаемся. Сейчас я осторожнее, наши испытания – урок.

– По родине не скучаете?

– А как же! Я все еще мечтаю о лесах Родопских гор, которые я храню в своих детских воспоминаниях. А реки плодородной Тракии и нашего Черного моря!.. Но со временем мы привыкаем к тому месту, где живем, и когда я рассказываю своим детям о родине, я вижу, что они этого не чувствуют. Они родились в Германии, выросли в Швейцарии, и Болгария для них – родина предков.

– В европейских приходах Болгарской Церкви, насколько я знаю, катастрофическая нехватка священников. Их первоочередная задача, конечно же, сводится к окормлению уже существующих общин, которые, наверняка, складываются в основном из соотечественников. Ведет ли Болгарская Церковь – особенно в странах, где находятся окормляемые вами приходы, – миссионерскую деятельность, и в чем она выражается?

– Основная миссия священника – вести людей к Причастию. Проблемы зарубежных православных общин идентичны и оправданы странами, в которых мы находимся. Вы знаете, что православные общины сформированы по этническому принципу: русские, греческие, болгарские?.. Правильно это или неправильно, но это факт. Но поскольку у нас нет собственных храмов и мы вынуждены арендовать помещения для богослужений, болгары часто ходят на службу в храмы других Православных Церквей. Хорошие отношения с братскими Церквями позволяют нам собирать нашу паству. Священников не хватает, и я рад, что, когда я не нахожусь в определенной общине в воскресенье, я могу, например, отправить своих прихожан молиться в храм Русской Церкви.

У нас в Западной Европе много воскресных школ, и мы вместе проводим праздники. К сожалению, многие руководители школ и организаций все еще ощущают унаследованное негативное отношение к вере. Поэтому очень важно работать с детьми.

– Удается ли вам поддерживать отношения с представителями других Поместных Церквей и иных конфессий? Если да – то как складывается диалог и общение?

– Здесь, в Цюрихе, за последние несколько лет нам удалось создать Общество православных общин. Еще у нас есть православное священническое собрание. Там мы обсуждаем общие дела и проблемы. Мы строго соблюдаем правила, и у нас очень хорошие отношения с инославными. В городе есть две русские, две сербские и греческая церкви. Есть также румынские и болгарские, армянские, сирийские и другие церковные общины, которые используют здания католической и реформатской деноминаций.

– По ощущениям и собственным замечаниям: духовный упадок и дехристианизация Европы – грустный факт или несоответствующее реальности преувеличение?

– Мне кажется, что интернет, радио и телевидение больше показывают такую Европу, которую хочет видеть общество или какую определенные круги общества хотят показать массовому зрителю. Это не всегда так. В воскресенье я служил в Нюрнберге, где из-за отсутствия собственной церкви мы используем католическое здание. Пока мы ждали окончания их службы, чтобы начать нашу, я разговаривал с нашими прихожанами о том, что спасение в Православии, и оно возрождается, а Запад приходит в упадок. Каково же было наше удивление, когда после богослужения из католического здания вышло более 100 верующих, а пришедших на православную службу было всего 20 человек.

– Главный урок за годы священнического служения?

– Трижды отмерь, один раз отрежь! Было время, когда я реагировал на каждую несправедливость спонтанно и эмоционально. Со временем я понял, что все – Божие Провидение и не стоит торопиться, чтобы не попасть под осуждение. Мы должны сохранять мир в душах, чтобы помогать другим.

Мы должны сохранять мир в душах, чтобы помогать другим

– Какие слова из Священного Писания вас особенно вдохновляют и поддерживают в трудные минуты жизни?

– Это отрывок из Евангелия от Луки: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 31–36).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Вячеславович Басенков
Все статьи Владимир Вячеславович Басенков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06