Как часто приходится сталкиваться с тем, что зло в своем исконном виде врывается в жизнь и корежит ее, а иногда и вовсе прерывает. И тогда кажется, что оно победило... Но на самом деле всё зависит от того, какой была эта жизнь, как человек ее проживал, и тогда торжество зла обращается в его поражение.
Так произошло с героиней фильма режиссера Брайана Бофа «Мне не стыдно» (2016), основанного на реальных событиях убийства 13 человек в американской старшей школе «Колумбайн» округа Джефферсон штата Колорадо 20 апреля 1999 года. Семнадцатилетняя Рейчел Джой Скотт стала одной из жертв. Она вела дневник, и эти записи также легли в основу кинематографической истории.
Мы видим обычную ученицу, которая мечтает, чтобы на нее обратил внимание один из самых видных парней - автор театральных школьных постановок, мечтает сыграть с ним в одном спектакле, мечтает быть привлекательной и заметной, как ее подруги. Она сбегает из дома, чтобы попасть на вечеринку с друзьями, впервые пробует алкоголь и в одежде плюхается в бассейн - она хочет быть как все. Но только не хочет, как все, притворяться...
Видя постоянное проявление насилия в школе и страдая от несовершенств этого мира, девушка внутренне не соглашается плыть по течению, вот только не знает, где найти прочное основание для этого противостояния. В поисках ответов на свои вопросы Рейчел вновь обретает веру в Бога, которую уже было утратила, и эта вера начинает менять ее незаметно для нее самой. Теперь к простым девичьим мечтам прибавляется еще одна: «Я хочу изменить этот мир», - часто говорит она. «Господи, сделай меня орудием в Твоих руках», - восклицает Рейчел в молитве.
Для авторов фильма она не религиозная фанатка и не неистовая проповедница, вовсе нет. Мы видим, как девушке трудно в повседневной жизни исполнять эту свою мечту. Она сначала не имеет решимости прийти на помощь женщине, которая в помощи нуждается, стесняется показать своему возлюбленному, что верит во Христа. Но Рейчел действительно очень хочет «жить для Иисуса» (именно так, по имени, принято обращаться к Богу у протестантов, а Рейчел протестантка), и сердце подсказывает ей путь. Заметив странного парня на одной из встреч протестантской общины «Прорыв», она не задумываясь бросается за ним в темные маргинальные кварталы города, чтобы понять, что с ним случилось и что она может для него сделать. Она по-прежнему ходит на вечеринки с друзьями, хотя отказывается пить и курить вместе с ними, потому что считает, что в этом чаду «им нужен свет». Она пытается согреть, пытается указать дорогу тем, кому больно и кто запутался.
Но, оказывается, мир, который Рейчел так хочет изменить, вовсе не готов меняться. В какой-то момент девушке начинает казаться, что ее свет никому не нужен и более того - бесполезен. «Ты ничего не изменишь», - говорит подруга, отказываясь от ее поддержки. Другая подруга вместе с возлюбленным Рейчел предают ее. «Я надеваю маску сильной христианки, но только Ты знаешь правду. Я совсем не такая», - обращаясь ко Христу, записывает девушка в своем дневнике. Наконец она доходит до отчаяния, до бунта против Бога. Но от самого страшного и необратимого шага ее удерживает простой христианский навык - думать о других больше, чем о себе...
Любому человеку, который всерьез идет к Богу, приходится рано или поздно делать выбор: скрывать свою веру от других или открыто говорить о ней. Не для того, чтобы кого-то обращать, а чтобы быть честным. И если ты выбираешь открытость, то будь готов к непониманию и отвержению. «Но, знаешь, это того стоит», - вслед за Рейчел Скотт эти слова повторили бы тысячи христиан. Тем более что помимо отвержения бывает и принятие, ведь на самом деле весь мир делится на тех, кто хочет идти вслед за светом, добром и любовью, и на тех, кто движется против. По мнению девушки, если один человек проявит сострадание к другому, это запустит цепную реакцию, и в фильме мы видим, как Рейчел запускает эту цепную реакцию добра. Отвечая любовью и прощением на боль и предательство, она ломает стереотипы, она восстанавливает мир там, где это казалось невозможным.
Но в это же время два старшеклассника, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, планируют запустить еще одну цепную реакцию. Будучи жертвами издевательств в школе, парни увлекаются идеологией фашизма и решают, что могут распоряжаться жизнями других. Они верят, что их примеру последуют и что к таким как они будут обращаться за восстановлением справедливости.
Рейчел Скотт стала первой, в кого выстрелили эти ребята, когда пришли в школу исполнить свой план расправы над всеми, кто их раздражает. Просто так получилось, она сидела во дворе здания. В фильме есть диалог, когда Эрик спрашивает раненую девушку: «Ну, Рейчел, где твой Бог теперь? Что бы сделал Иисус? Веришь ли ты в Бога?». Под дулом пистолета она подтверждает свою веру, понимая, что за этим последует. Мы не слышим от нее ни просьб о пощаде, ни попыток еще как- то защитить и спасти себя.
Вопреки появившимся сразу после массового убийства слухам, ФБР опровергло наличие этого разговора: Рейчел погибла мгновенно от четырех выстрелов. Но не так уж и важно, состоялся ли он на самом деле. Слухи и снятый фильм, обнародовавший дневники этой юной христианки, сделали то, о чем она так мечтала: с момента трагедии и по сей день ее семья продолжает получать письма и сообщения о том, как любовь Рейчел к Богу вдохновляет людей. А значит, она победила и продолжает побеждать. В одном из дневников, обращаясь к своим сверстникам, девушка написала: «Иди за Богом, чего бы это тебе ни стоило. И не делай себе извинений: "О, я всего лишь подросток" или "Я обязательно сделаю это, когда подрасту". Ничего из этого не получится. Господь желает, чтобы ты стал Его прямо СЕЙЧАС. Бог ничего не станет делать в твоей жизни, если ты встретишься с Ним лишь наполовину. Ты должен приготовить для Него место в своем сердце...».
И цитируя кого-то, добавила: «Завтра - не в нашей воле, ведь завтра - только шанс, а не обещание».
К сожалению, жизнь снова и снова заставляет нас убедиться в истинности этих слов. Заканчивая текст, думаю о другой трагедии, которая произошла ровно 40 дней назад в православном храме города Кизляра, когда террорист-одиночка расстрелял верующих из ружья. Они ни с кем не воевали, никому не противостояли - просто были христианами, и убийца посчитал это достаточным основанием, чтобы отнять у них жизнь. Настоятель этого храма священник Павел Каликин рассказал, что одна из погибших просила милостыню у храма, она была очень добрая и приветливая. Ее звали Ирина Мелькомова. Когда вооруженный человек вбежал во двор храма и начал стрелять, Ирина бросилась на него, стала бить его сумкой и кричать. А он развернулся и выстрелил ей в грудь. Благодаря тому, что она задержала убийцу, а также благодаря казаку, который пытался отвлечь внимание террориста, двери храма, в котором находилось несколько десятков человек, включая беременных женщин и детей, успели запереть. Жертв могло быть намного больше. Вместе с Ириной погибли еще четыре человека, но разве в этой схватке со злом они потерпели поражение?..
Действительно, никто никогда не знает, наступит ли завтра для тебя, успеешь ли ты сделать то, что задумал, успеешь ли подарить внимание тем, кто так в нем нуждается, успеешь ли принести в этот мир столько добра и любви, чтобы хоть немного отогреть его, успеешь ли освободить в своем сердце место для Бога, успеешь ли ты победить...
«Саратовская областная газета» № 28, февраль 2018 г.
Инна СамохинаПравославие и современность