Перед своим визитом в Екатеринбург бывший вице-губернатор Волгоградской области, "кремлевский" политолог, действующий политконсультант, за плечами которого немало успешных избирательных кампаний, Олег Матвейчев рассказал корреспонденту Накануне.RU почему националисты опаснее либералов и что требовал от него штаб Собянина во время выборов.
А был ли погром?
Вопрос: В этом году накануне "Русского марша" случилось несколько значимых событий. Бирюлево, Пугачев. Что изменилось в медиаповестке после них, как Вы считаете?
Олег Матвейчев: Есть накопленный определенный эффект. И Манежка, Сагра, Кондопога стояли у истоков, развития тренда национализма в современной России. Одно событие, конечно, не может вызвать перемену всей повестки дня и умонастроений в стране. Бирюлево просто стало последней каплей. Теперь в головах один национализм, все сплошные националисты, даже те, кто всегда себя называли либералами и всегда боялись националистов по различным причинам, в том числе и националистическим. Теперь либералы у нас, что называется, дуют на воду, им мерещатся уже погромы, холокосты, поэтому они больше всех об этом говорят.
Вопрос: А Вы не заметили, что перевернули несколько ларьков, разбили несколько арбузов, торговый центр в Бюрюлево через пару дней открылся, но вдруг все закричали: "Погром-погром", разве в этом не было элементов пиар-компании?
Олег Матвейчев: Нет, нет, что Вы, естественно, есть пиар-кампания. Я заявлял и заявляю, что те враги России, которые находятся за ее границами, полностью изменили план действий. Если раньше они считали, что по примеру Грузии, Украины и других стран, Россию можно развалить через заражение ее либерализмом, то теперь они поняли, что эта ставка ошибочна, что прививка от либерализма в России существует после 90-х, что наши либералы маргинальны и не имеют никакого потенциала политического. Единственное, что может развалить межнациональную и многонациональную Россию - национализм. Они прекрасно понимают, что это схема рабочая. Не только из русских они делают националистов, они и из татар делают их, из кавказцев и остальных. Идет подпитка национализма каждого, чтобы они столкнулись и воевали друг с другом на радость Лондону и Вашингтону. Им неприятно этим заниматься, поскольку эти люди зачастую искренние патриоты своей родины и выступают против Запада, но поскольку они эффективнее всего работают на развал страны, приходится терпеть.
Вопрос: Олег, Вы сами активно занимались политическим консалтингом, знаете эту "кухню", как и кто определяет заказ, как приходят деньги?
Олег Матвейчев: После 2011 года силами представителей посольств прозападных государств (Польши, Италии, Франции) проводились исследования, приглашались политологи. Их интересовал анализ того, что произошло на Болотной площади и на Сахарова и какие перспективы есть у этих движений. Им объяснили, что никаких перспектив у немцовых, каспаровых, миловых абсолютно нет. Это абсолютно маргинальные люди, которые совершенно напрасно получают на посольских фуршетах еду и деньги в посольских кабинетах, потому что влиять могут только на свои 5-10% населения. Соответственно, был сделан вывод в пользу поддержки националистического тренда, о чем я уже говорил выше и то, что раньше не рекомендовалось категорически, теперь получило зеленый свет. Если бы Немцов или Каспаров пять-десять лет назад заявили бы какие-то националистические вещи, они бы сразу стали нерукопожатными маргиналами.
Вопрос: А деньги-то кто разносит?
Олег Матвейчев: Все гораздо же тоньше, чем привыкли представлять. Никто не ходит по националистам и не раздает им доллары. Конечно, этого нет. Если это представлять, то, конечно, кавказский или русский националист скажет, что никаких денег он не получал и все врут кремлевские политологи. Их используют втемную. Подкармливаются прежде всего определенные СМИ и определенные блогеры, которым спускается задача мониторить все, что касается национального вопроса. Где-то какой-то мальчик обидел какую-то девочку, лет десять назад никого и не волновало, какой он национальности, а если это и попадало в эфир, то обсуждалось под углом зрения падения нравов и сексуальной распущенности, а теперь это, оказывается, национальный конфликт. Это выносится в повестку дня, делается новостью номер один, берутся комментарии. Народ читает, злится, сам комментирует, а когда похожая ситуация случается где-то поблизости, встает и идет бить морды.
Деньги идут не исполнителям, исполнители - лохи, которые работают бесплатно
Вопрос: Можно ли сказать, что итог Бирюлево - вывод национализма из маргинальной среды в официальное публичное поле?
Олег Матвейчев: К сожалению, теперь это центральный тренд. Врагам России удалось навязать эту повестку дня.
Вопрос: Но ведь это не на пустом месте появляется, проблемы такие есть, и многие считают, что они почти никак не решаются. К тому же, власть сама заигрывает с национализмом?
Олег Матвейчев: Власть чудовищно некомпетентна в вопросах пиара. Почему мы проигрываем все информационные войны, почему мы проигрываем кампанию за кампанией Западу, почему он играет нами как кошка с мышкой, потому что люди во власти безграмотны в пиаре. Они привыкли мыслить шаблонно: возникла национальная проблема - сделаем больше сюжетов по ТВ про дружбу, мир и жвачку, а еще накажем местного мэра. Это, конечно, ни к каким результатам не приведет.
Вопрос: Вы также рассказывали, что были против того, чтобы штаб Собянина заигрывал с националистами. Действительно ли в штабе Собянина с Вами консультировались по этому вопросу? В чем состояла Ваша позиция?
Олег Матвейчев: Да, звонили. Я там не работал, мне звонили просто как одному из 50 влиятельных блогеров в ЖЖ. "Мы знаем вас, как человека не самым лучшим образом относящегося к Навальному и у вас были с ним конфликты, не разместите ли материал, что он фашист, что он русский националист". Я спросил, не сошли ли они с ума, ведь таким образом его рейтинг взлетит до 50%. Видимо, там забыли как Рогозин на ролике про арбузы получил сразу 30%. "Вы чего делаете? Рекламу Навальному?" - спросил я у них. Как я понял, они от своей идеи не отступились. Я видел и публикации и демотиваторы ходили по Сети, где Навальному подрисовывали усики гитлеровские.
Вопрос: Ну схема рабочая, после "победы" Навального на националистических сайтах скандировали: "У нас родился фюрер".
Олег Матвейчев: Нет, конечно, это смешно, никто не будет ассоциировать Навального с Гитлером, только больные головы совсем, а вот то, что тем самым ему добавляется авторитета у электората - это факт.
Вопрос: В СМИ активно обсуждают националистов, их акции, национальный вопрос в топе, на фоне этого вбрасывают лозунг о "Неединой России", Владислав Иноземцев пишет статьи, в которых называет Москву метрополией, а Сибирь колонией, старые либералы смахнули пыль с концепции разделения страны, а не требовать отделить Кавказ - значит быть не в тренде. Как Вы охарактеризуете эти процессы?
Олег Матвейчев: Иноземцев, Пономарев, Гельман - это титулованные враги народа, по моей терминологии. Эти люди получают прямые задания и гранты от служб, связанных с геополитическими врагами России. Им была четко поставлена задача развивать тему национализма и сепаратизма. Гельман, наверняка, даже возражал, поскольку человек он интернациональный и первый попадет под общий замес, но поехал в Сибирь как миленький, потому что деньги то платятся, вот и занимается чем сказано.
Россия, конечно, никогда не была колониальной державой как Англия, например. Что предполагает статус метрополии и колоний? Они предполагают, что жители колоний не участвуют в управлении. Индус не может сделать карьеру и стать премьером Англии. А у нас представители всех национальных окраин работали и работают в правительстве и министерствах. А грузин Сталин управлял страной. Россия никогда не выкачивала деньги из так называемых "колоний". Сейчас жизнь окраин не сравнить с ситуацией в СССР, но все равно даже теперь на окраинах строятся дороги, космодромы и так далее. Идет постоянно дотирование национальных республик. Поэтому говорить о метрополизме просто безграмотно.
Националист хуже, чем либерал
Вопрос: Ваше мнение, как пиар-консультанта, можно ли назвать ситуацию, которая сейчас сложилась в сфере межнациональных отношений в России, взрывоопасной?
Олег Матвейчев: "Русский марш", безусловно, подогреет тему, возможно будут провокации, к ним готовятся заранее, эти провокации будут освещаться в СМИ. Дальше все зависит от мудрости власти, или она будет уводить эту тему из повестки или будет расчесывать это раздражение.
Вопрос: Может быть Рогозин потом придет и аккумулирует на себя этот электорат, как Вы считаете?
Олег Матвейчев: Я не вижу, чтобы Рогозин собирался участвовать в публичной политике. Он и так загружен. Кроме того, если он начнет опять себя проявлять, перед ним поставят выбор: политика или работа с ВПК. Думаю, он выберет ВПК. Могут появиться совсем другие лидеры.
Вопрос: А откуда и когда появятся новые лидеры?
Олег Матвейчев: Это может быть вопрос одного года. Лидеры, как правило, появляются на событиях. Вчера человек абсолютно неизвестен, а теперь он пострадал или поднял какой-то флаг и событие его вытащило и раскрутило.
Вопрос: Вы действительно считаете, что националисты хуже либералов?
Олег Матвейчев: Да, националист хуже, чем либерал. Либерал - это человек, у которого на лбу написано "враг России". Эти люди не скрывают своего презрения к России, своих прозападных симпатий и связей с западным фондами. Либералы удобны власти как пугало, за счет которого всегда можно собрать рейтинг, просто пугая народ одним их видом. Народ в 2012, увидев Болотную и Сахарова, твердо сказал: "нет". С националистами история сложнее. Обвинить их в связи с западными фондами, спецслужбами нельзя. Можно попробовать, что-то вытащить показать, но эффект будет не тот. С одной стороны позиции националистов выглядят весьма патриотично, а с другой - их используют втемную, просто играя на их энтузиазме.
Потенциал националистов - огромен, они смогут развязать бойню. Кавказ, Ставрополье вполне могут превратиться в зону постоянного конфликта казаков и кавказцев, по Подмосковью будут ходить бритоголовые и воевать с таджиками и азербайджанцами. К этому ведут националисты и это реальная перспектива, это реальная опасность, и поэтому националисты значительно опаснее либералов.
Надо выводить из повестки национализм и менять повестку. Применять действенные меры по решению проблем мигрантов. Главное - не допускать анклавов. Когда рядом чувствуется плечо друга, брата, можно не проникаться чужой культурой, не учить язык и так далее. Когда человек живет отдельно, он вынужден сталкиваться и потреблять чужую культуру, для этого необходимо возрождать что-то вроде института прописки и ограничивать въезд в обе столицы и противостоять созданию в городах моноэтничных районов.