Форум по защите традиционных ценностей «Русский мир против нацизма», который пройдет в Смоленске 25 сентября 2024 года, носит имя Татьяны Николаевны Щипковой, сообщает Патриархия.ru. Это будет не просто «высокое собрание» политиков, ученых, профессуры столичных вузов, аналитиков и публицистов, представителей научных и общественных кругов России и Белоруссии, не просто конференция, которая пройдет для того, чтобы обозначить проблему и привлечь к ней внимание. Форум в Смоленске даст старт очень непростой работе по выработке рекомендаций по денацификации европейского мышления и механизмов противостояния нацизму.
Накануне проведения этого знакового для всего Русского мира мероприятия информагентству «О чем говорит Смоленск» удалось встретиться с одним из организаторов Форума — заместителем главы Всемирного русского народного собора, ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова, сыном Татьяны Николаевны Щипковой — Александром Владимировичем Щипковым.
«Смоленск для меня всегда связан с чувством радости. Так чувствует человек, который возвращается домой. Здесь я ходил в детский сад, учился в 7 школе имени Н.М. Пржевальского, затем в педвузе — вся моя юность, мое становление связано со Смоленском. Поэтому, когда я приезжаю сюда, у меня единственное чувство — чувство радости. В Церковь я пришел, будучи смолянином. Мой первый храм — это Смоленский Успенский кафедральный собор, у меня до сих пор есть там свое любимое место в южном приделе. В Смоленске я создал семью, здесь родился мой старший сын. Второй сын в Сафонове родился. Со Смоленском у меня связаны самые светлые и теплые воспоминания, несмотря на ряд проблем, которые сопровождали нашу семью здесь. Со Смоленщиной у меня теснейшая связь», - отметил Щипков.
Затем он рассказал о том, как он и его мать пришел к вере. «Мы шли параллельно — каждый своим путем. Мы жили вдвоем на Дзержинского 23/1, в общежитии пединститута. Студентов там было мало, в основном преподаватели, молодые "шестидесятники", приглашенные в Смоленск из Москвы, Киева, Кишинева или как мы с мамой — из Ленинграда. Мы жили в 50-й комнате, а в 49-й жили Баевские, они с мамой дружили, помогали друг другу. Через это общежитие прошло целое поколение смоленских филологов, математиков, биологов, художников, людей которые очень много сделали для нашего города. Когда-нибудь оно будет увешано мемориальными досками…», - отметил ученый и общественный деятель.
Он отметил, что подход Татьяны Щипковой к воспитанию студентов состоял в том, чтобы «научить их самостоятельно думать и научить отличать доброе от дурного, объяснить им основные нравственные понятия — что такое любовь, что такое жалость, что такое долг, что такое кротость, что такое честь, что такое смирение, что такое справедливость, что такое подвиг и так далее». «Это очень непростые понятия, овладеть ими без учителя непросто. Она делала это на примере французской классической литературы. Обсуждали (естественно по-французски, ведь это были языковые занятия) поступки героев Гюго и Флобера с нравственной точки зрения. Необходимо сказать об одной чрезвычайно важной особенности ее отношения к людям. Она не выносила того, что мы сегодня называем социальной сегрегацией или социальным расизмом. Тогда таких понятий в обиходе не было, но явление существовало. Про этнический расизм, про антисемитизм мы знали, а про культурный или социальный расизм и не слышали. К примеру, преподаватель говорит своим студентам: "Как?! Вы не знаете, что такое сандрик? Какой позор! Вы не читали Томаса Пинчона? Какой позор!" Упоение профессора своим превосходством над студентом и есть культурный расизм. Для моей мамы подобное поведение было омерзительным. Студент и по образованию и по статусу заведомо ниже преподавателя, а слабому нужно помогать, а не унижать его. Это один из главных принципов Евангелия, о котором мама рассказывала своим ученикам», - отметил эксперт.
«Татьяна Николаевна прямо говорила о недопустимости любой градации или сегрегации, говорила, цитируя Евангелие, что нет ни эллина, ни иудея. Это была очень серьезная прививка от расизма и нацизма. Она воспитывала и собственным примером. Старожилы смоленского университета помнят историю, в которой фигурировал Борис Масис, преподаватель кафедры французского языка. Еврей из Кишинева, после войны работал (переводчиком) с пленными в НКВД, защитил кандидатскую про отглагольные существительные в романских языках. С моей мамой они общались на румынском языке. Он был ярким человеком. И вот где-то в 1970-м году Масис подает заявление на выезд в Израиль. Большой политический скандал. Его увольняют из института. Одновременно проходит факультетское собрание, на котором голосуется обращение в ВАК (высшая аттестационная комиссия) о лишении Масиса ученой степени. Идет голосование, и все поднимают руки «за». Кроме моей мамы. Подняли руки все — и русские, и евреи, и молдаване. Осуждать их невозможно, время было такое в России — бесправное. Но историю не изменишь. Татьяна Щипкова была единственной, кто мужественно проголосовал против лишения ученой степени по политическим мотивам. Маленькая хрупкая женщина, ростом 153 сантиметра, и 33 размером обуви. Позже, уже на "зоне" ей никак не могли найти кирзовые сапоги такого размера…», - подчеркнул он.
«Тогда это прошло относительно гладко. Единственное, мы должны были получать квартиру в микрорайоне Поповка (мы к тому времени уже 10 лет прожили в общежитии), и я даже ездил очищать нашу будущую квартиру от строительного мусора. Но все отменилось. Таково было наказание. И мы еще четыре года прожили в общежитии. Дольше нас никто там столько не жил. Но дело не в наказании, а в неуклонной нравственной позиции. Масиса покинули все. Татьяна Щипкова была очень последовательна. Для нее, человека русской христианской культуры, антисемитизм был неприемлем по определению, но ее нравственное кредо было много глубже, чем только неприятие антисемитизма. У нее была непримиримая позиция по отношению к любого сорта сегрегации, расизму и социальной несправедливости. По иронии судьбы мама и сама, спустя несколько лет, прошла ту же самую процедуру голосования о лишении ее ученого звания кандидата филологических наук…», - продолжил Щипков.
«Когда после суда, 7 января 1980 года (заметьте — на Рождество) ее привезли в тюрьму на Красной Пресне, к ней тут же приехали "люди в штатском" и сказали: Татьяна Николаевна, мы прекрасно понимаем, что ваше уголовное дело шито белыми нитками, и вы сегодня же вечером можете оказаться дома. Для этого только нужно написать на такого-то священника, на такого-то священника соответствующие заявления. Как вы уже догадались, она этого не сделала. Татьяна Щипкова — исповедница православной веры. Поэтому совсем не случайно Святейший Патриарх Кирилл лично приезжал в Смоленск в 2012 году на открытие мемориальной доски, на которой начертано, что в здании СмолГУ преподавала Татьяна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений. В 2019 году мама была полностью реабилитирована. Посмертно. Соответствующие документы были переданы в архив Смоленского университета», - добавил он.
Общественный деятель отметил, что предстоящий Форум «Русский мир против нацизма» назван именем Татьяны Щипковой очевидно совсем не случайно. «И не только потому, что он будет проходить в Смоленске, на базе нашего университета. Как я уже сказал, мама была непримиримым борцом с любым проявлением сегрегации — духовной, интеллектуальной, социальной. А сегрегация — это фундамент нацизма. Природа нацизма и фашизма — это сегрегация. Любая. Это первый шаг в сторону нацизма. И здесь мы должны быть чрезвычайно внимательны, в первую очередь, к себе. Вспомните, еще не так давно казалось, что нацизм в нашем государстве невозможен, ведь мы победили его в 1945 году. А вот наступает 2014 год и территория с огромным числом русских людей оказалась под влиянием нацистской идеологии. И во власти этой идеологии оказались не только какие-то головорезы в татуировках, а и киевская гуманитарная профессура. Ученые, с которыми мы в 1990-е на конференциях вместе выступали, статьи которых мы печатали в московских престижных научных журналах по их просьбам. Нацизм сегодня — это устойчивое мировоззрение их интеллектуальной элиты, заразное как вирус. Поэтому опыт таких людей, как Татьяна Николаевна, чрезвычайно важен. Необходимо внутреннее абсолютное неприятие сегрегации», - добавил он.
Также Щипков ответил на вопрос, может ли Россия подцепить этот вирус нацизма. «Мы должны понять механизмы зарождения этой идеологии, чтобы не допустить ее распространения в России. Украина — это же следствие. Источник нацистского мышления — в Европе и США. Поэтому мы на нашем Форуме ставим вопрос о методах денацификации европейского мышления. Подчеркиваю — именно европейского», - отметил эксперт.
«Победа — это вопрос демилитаризации. А первый шаг на пути денацификации — определить и описать источник. Источник в Европе, Великобритании и США. Второй шаг — думать о том, какие есть способы денацификации. Есть правовые. Одна из секций Форума "Русский мир против нацизма" называется "Юридические пути денацификации Европы". Ее ведет известный российский юрист, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Михайлович Кропачев. Приедут известные правоведы, юристы, будут участвовать прокуроры, у которых есть опыт проведения судебных дел, связанных с признанием геноцидом действий фашистов на территории Смоленщины и Ленинградской области. Отдельная секция будет посвящена обсуждению истоков нацистского мышления. Природа нацизма в сегрегационной, расистской идеологии. А сегрегация может быть разная: политическая, экономическая, культурная, социальная, этническая, религиозная. Все это нужно рассматривать в комплексе. Изучать, как это происходило в Европе. Нужно писать научные работы, которые изучали бы причины возникновения этой идеологии в Европе. Одна из задач Форума — сделать шаг в эту сторону», - подчеркнул он.
«Патриарх Кирилл уделяет внимание социальным процессам с точки зрения духовной и нравственной. Он говорит, что без веры и жизни по вере невозможно правильно выстраивать социальные отношения между человеком и властью, между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями и так далее. А в основе всего лежат отношения человека и Бога. Социальные отношения — это производное от культуры народа. А культура — это производное от религиозной традиции народа. Поэтому Святейший благословил участие в смоленском форуме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Григория и своего экзарха в Белоруссии — митрополита Минского и Заславского Вениамина. То есть Церковь представлена на самом высоком уровне. Вместе с владыкой Вениамином едет целая делегация белорусских интеллектуалов, доклады которых мы услышим на Форуме. Глава Смоленской митрополии владыка Исидор будет не только выступать, но и вести одну из секций», - добавил ученый.
Он сообщил, что много мероприятий проходит в Петербурге, в Москве, в других российских городах, посвященных этой теме. «И это очень нужно. Но часто антифашистские форумы преследуют одну единственную цель — обозначить негативную позицию россиян к этому явлению. Не спорю, это нужные политические акции. Но сегодня этого недостаточно, мы должны сделать следующий шаг. Нужен системный научный подход к решению поставленной задачи по денацификации», - подчеркнул эксперт.
«Всемирный русский народный собор принял решение проводить это мероприятие в Смоленске и именно 25 сентября — в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Здесь важно все — и место, и дата. Смоленск — форпост России, город-ключ. Город не только исторической значимости, но и метафизической. Смоленск — щит России. Ребенку, который вырос в Смоленске, вообще ничего не надо объяснять. Достаточно жить среди памятников, которые связывают нас со всеми предшествующими героическими эпохами. Место проведения Форума "Русский мир против нацизма" было предопределено. Мы подробно обсуждали с Василием Николаевичем Анохиным концепцию форума, и я благодарен губернатору, который не только поддержал идею проведения форума в Смоленске, но и предложил дату проведения — 25 сентября», - сказал Щипков.
«Подобного еще не было в России. Мы хотим подойти к вопросу системно. Необходимо выработать конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением. Понятно, что мы не сможем решить проблему в одночасье. Так не бывает, это очень серьезная интеллектуальная, научная и духовная работа. Но мы будем это делать. Понадобится — и на следующий год соберемся здесь же, в Смоленске, за год много хороших мыслей придет в голову. Открою секрет: кроме спикеров приедут люди, которые не будут выступать на Форуме, но которые будут работать с авторами, внимательно слушать все выступления. И не важно, это будет смоленская профессура, чиновники из Москвы, или реплики студентов с мест. Будет вестись серьезная работа по поиску мыслей и отцеживанию тезисов. Иногда бывает, что небольшая реплика одного человека может дать толчок к развитию серьезной мысли. То, что будет проходить 25 числа, это будет своего рода попытка коллективного думания. Когда все погружаются в одну проблему и выдают важные мысли. Именно такую задачу организаторы Форума ставят перед собой. У нас четыре секции будут работать, две я уже назвал. Третья секция будет посвящена вопросу "Как победить нацизм", ее ведут Петр Толстой и Мария Бутина. Четвертая — "Пресса против нацизма". Ее будут вести Александр Коренников ("Парламентская газета") и Анна Шафран (ТК "Звезда"). Заключительная часть работы Форума — пленарное заседание, которое пройдет в КВЦ Тенишевых. Там мы попытаемся подвести итоги. Такая непростая задача перед нами стоит, но я надеюсь, с Божией помощью, все состоится. Повторю, Смоленск — особый город в истории России, он входит в четверку самых мистических с военной точки зрения городов России: Санкт-Петербург, Севастополь, Сталинград, Смоленск. Это города, которые невозможно победить, благодаря которым невозможно опрокинуть Москву и победить всю Россию», - отметил общественный деятель.
«Нацистская идеология очень живучая. И да, нацизм напрямую связан с либерализмом, он из него проистекает. В России, кстати, либерализм не в 1991 году появился, а гораздо раньше, примерно с хрущевской оттепели это явление получило распространение. 1991 год — это пик либерализма, с двухтысячных он пошел на спад. Это что касается России. Но и в остальном мире тоже достаточно скоро от либерализма ничего не останется. Они идут к тому своим путем — путем саморазрушения. И на фоне этого саморазрушения у них произошел всплеск нацификации сознания. Этот всплеск не что иное как агония либерализма. И, конечно, мудрость Владимира Путина состоит в том, что он прямо очертил путь России как путь традиционализма. Россия сейчас находится в процессе перехода от либерализма к традиционализму. Очень сложный идеологический процесс. И, естественно, мировое жало нацизма направлено на нас, на Россию. Это вопрос выживания. Вопрос существования русской цивилизации», - заключил Александр Щипков.
5.
РНЛ:
"Он сообщил, что много мероприятий проходит в Петербурге, в Москве, в других российских городах, посвященных этой теме. «И это очень нужно. Но часто антифашистские форумы преследуют одну единственную цель — обозначить негативную позицию россиян к этому явлению. Не спорю, это нужные политические акции. Но сегодня этого недостаточно, мы должны сделать следующий шаг. Нужен системный научный подход к решению поставленной задачи по денацификации», - подчеркнул эксперт…"
//////////////////
Вот и прошло мероприятие - теперь в "пропиаренном" А. В. Щипковым Смоленске - но что принципиально нового, системно-неожиданного оно открыло?
Судя по информации сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/6162232.html все получилось "как обычно" - дежурно-заурядный отклик "на злобу дня" -разве не так?
Вообщем, в "подтексте" - старая занудливая "песня" о гонениях - преследованиях верующих в СССР и, теперь, разумеется - конкретного лица из рода Щипковых… Но хоть и благословил (?) Патриарх Кирилл проведение форума, но требует -то ныне совсем иного - того, что "щипковы" и подобные, похоже даже и не слышат - АКТУАЛИЗАЦИИ ВЕРЫ?
И это действительно могло бы стать именно СМОЛЕНСКОЙ темой, которая находится "волею обстоятельств", по сути, в тех же руках А. В. Щипкова, но упорно обходится стороной -почему? А решись, например, и назови-проведи тот же Форум в память неизвестного (пока) НКВД-шника, коему явился Господь из основанной на реальном факте публикации "нашего" "политического философа" "Рыжий Христос" - "оборот" дела мог бы стать действительно поворотным и чрезвычайно полезным для множества грешников как и непосредственно нынешних просветителей?
Вот так и получается - Творец дает-вручает возможности, а человеки… игнорируют, а то и… проваливают - ладно бы еще по непониманию-нерадению, а то ведь порой из собственных "интересов"?
Впрочем, это "тема" уже "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова…
4.
Да, и, пожалуй, в четвертом – «коллекционировании» «совместительств»… И еще – «само-собой» «разумеющемся» - выраженной осанне «власть предержащим»:
А. В. Щипков:
«И, конечно, мудрость Владимира Путина состоит в том, что он прямо очертил путь России как путь традиционализма. Россия сейчас находится в процессе перехода от либерализма к традиционализму. Очень сложный идеологический процесс.»
Во-во… - «идеологический»... - духовные «наставники», «понимаешь»… И опять, как в Винни-Пухе в гостях у Кролика – еще баночка меда, затем еще и еще… - продолжим далее исследовать, «изучать»? Иль как у Высоцкого – «и опять пошла морока про коварный зарубеж» - в смысле - старая «волынка»?
А. В. Щипков:
«Но часто антифашистские форумы преследуют одну единственную цель — обозначить негативную позицию россиян к этому явлению. Не спорю, это нужные политические акции. Но сегодня этого недостаточно, мы должны сделать следующий шаг. Нужен системный научный подход к решению поставленной задачи по денацификации»….»
То-то и оно, что «научный»… Дух куда в который раз «подевали» - разве «пазлы» без Него в систему сложатся?
Вообщем, в целом и… «частностях» - уникальный персональный «джентльменский набор» для структуры призванной духовно просвещать народ?
3.
2. Две стороны одной медали
1.