У Церкви два языка

Евангелие понедельника (Мк, 16 зач., 4, 10—23)

Пастырская проповедь 
0
22
Время на чтение 5 минут
Фото: stefmon.ru

Тогда приступили ученики к Иисусу наедине и спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда Господь оставался один, не только двенадцать, но и другие, близкие им, пользовались возможностью спросить Его о значении притч. И Господь отвечал им с любовью, так что они узнавали тайны Царства Божия. Он учил их тому, что они сами были неспособны постигнуть. Те, кто знает тайны Царства Божия, должны знать, что это дано им. От Господа они приняли свет и способность видеть.

Говоря притчами о тайнах Царства Божия, Господь вовсе не имеет в виду, что это Царство бесконечно далеко от нас, и его невозможно постигнуть. Но Он имеет в виду, что это Царство абсолютно недоступно тому, кто не хочет отдать свое сердце Господу. И что только тот, кто принимает Его как Своего Учителя и Господа, может понять, что Царство Божие означает.

Но в глазах стольких людей Господь видел тупое непонимание. Столь многие были ослеплены и оглушены суевериями, стремлением принять желаемое за действительное, ленью подумать! Так что, как сказал Исаия, они своими глазами смотрят, и не видят, своими ушами слышат, и не разумеют. Но и их не оставляет Своей заботой Господь, предлагая им поучение на понятном им языке.

Не для того Господь учит притчами, чтобы намеренно скрыть смысл тайн от простых людей. А для того, чтобы помочь людям увидеть его и подвигнуть их к познанию истины. Тем не менее всегда следует помнить, что у Церкви два языка. Когда она обращается к тем, кто внутри нее, она может говорить о тайнах жизни ясно. Но следует остерегаться всего, что может проникнуть в нее совне и стать опасным для христианской жизни. Иногда толпы могут обнаруживать агрессивное непонимание. Даже близкие Господа пытались возвратить Его домой. Церковь всегда находится в противостоянии миру. Чтобы проповедь Царства Божия могла быть успешной, таинники Божией благодати должны быть защищены. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями», — говорит Господь в другом Евангелии (Мф. 7, 6). В притче о сеятеле Он показывает, почему верные должны действовать с великой осмотрительностью. Необязательно все говорить всем. Существует четыре рода земли — четыре различных духовных устроения, которые могут иногда до времени уживаться в одном человеке.

Первый род — посеянное при дороге. Есть люди, в сердце которых истина Христова не может проникнуть. Им это неинтересно, а отсутствие интереса проистекает от неспособности понять, насколько важно для них то, о чем идет у Христа речь. Столь многие остаются далекими от веры не потому что они враждебно настроены ко Христу, а потому что они равнодушны к Нему. Они думают, что эти истины не имеют никакого отношения к их жизни, и что они прекрасно обойдутся без них. Может быть, это бы и было так, если бы жизнь была всегда легкой и ровной, если бы не было в ней страданий и смерти. Но с неизбежностью для каждого человека приходит время, когда он понимает, что своими собственными человеческими силами ему не справиться. Беда в том, что столь многие осознают это слишком поздно.

Далее — каменистое место, где земля неглубока, и быстрые всходы скоро погибают от зноя. Преподобный Серафим Саровский говорит, что самое главное в духовной жизни начало и конец. Но начать всегда бывает легче, чем кончить. Загореться верой во Христа и сохранить эту веру до конца, достигая духовной зрелости, — не одно и то же. Говорят, что соотношение здесь один к десяти. Многие хорошо начинали, а потом оказывались вне Церкви. Слишком многие, даже находясь в Церкви, не допускают, чтобы слово Христово проникло в самую глубину их жизни. Но христианство это именно тот случай, когда все или ничего. Никто не может чувствовать себя в совершенной безопасности, пока не предаст себя всецело Христу.

Затем — земля, заросшая терниями. Жизнь может быть заполнена таким множеством увлечений и забот, что не остается в ней ни времени, ни места для Христа. Чем больше живет человек, тем больше он должен понимать, как важно соблюдать истинную иерархию ценностей. Ибо много есть на свете того, что хотело бы вытеснить из нашей жизни Христа.

Но есть добрая, обработанная, свободная от сорняков земля. Чтобы слово Христово принесло плод, мы должны услышать его и принять его. Мы должны услышать его умом и сердцем, и принять всей нашей жизнью. И смертью. Многие слышат слово Христово, но немногие принимают его так, чтобы оно принесло плод. Добрый плод может быть только от доброго семени. Но и земля, на которую оно попадет, должна становиться все более доброю. Кто добр, тот будет делать добро, то есть он принесет плод. Бог ждет от нас благодатного возвращения Его даров.

«Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? — говорит Христос. — Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» Все христиане, постольку, поскольку они получили дар Божия слова, должны быть такими. Благодать Божия заставляет человека гореть как свеча. Как свеча должна быть поставлена там, где свет от нее дает возможность видеть всем, так наше христианство должно быть видимо всеми. В ранней Церкви и во времена недавних гонений обнаружить свое христианство могло означать смерть. Наша вера во Христа должна быть сокровенной, но она должна быть всегда как свеча, свет от которой виден всем.

«Нет ничего тайного, — говорит Христос, — что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Правда и истина обладают свойством обнаруживать себя. До поры до времени можно пытаться их скрывать, но рано или поздно все откроется. И нельзя никогда ничего утаить от Бога. Речь не идет только о наших грехах. Царство Божие, слово Господне, тайна Воплощения Христова сокрыты от мира. Но мы должны жить так, чтобы истинный свет все более открывался ему.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Отныне Промысл Божий – Крест
Слово в Неделю пред Воздвижением
22.09.2024
Тут нет никаких случайных совпадений
Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
21.09.2024
Есть слова, которые меняют течение истории
Евангелие субботы (Мф, 90 зач., 22, 15—22)
21.09.2024
Победа, обращенная к нашим дням
Слово на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
20.09.2024
Тем, кто слушает не только краем уха, откроется большее
Евангелие пятницы (Мк, 15 зач., 4, 1—9)
20.09.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Воевать и работать надо, пока не поздно»
Никто не хочет принимать поражения и боль, как личную ответственность и урок
20.09.2024
Как Бог, бесконечно милостивый, может не прощать?
Евангелие четверга (Мк, 14 зач., 3, 28—35)
19.09.2024
Сатана вынужден отступать
Евангелие среды (Мк, 13 зач., 3, 20—27)
18.09.2024
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Горько разделить участь Фауста, ни одной чертой на него не будучи похожим
16.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.09.2024 05:51
Так убьют Трампа или нет?
Новый комментарий от Vladislav
23.09.2024 00:19
Пора снять белые перчатки!..
Новый комментарий от учитель
22.09.2024 23:00
До и после. Апология Книги Еноха
Новый комментарий от Алекс
21.09.2024 15:05