Вот мне интересно: говорят о какой-то женской логике. Но тут просто не о чем говорить – у женщин нет никакой логики. Как, – скажут мне, – они же такие умные, везде теперь в начальстве, заседают, вещают, в Европе вообще странами руководят, как же нет у них логики? Но, по-моему, если женщины идут в политику, они уже наполовину не женщины. В политику идут чаще несчастные в личной жизни, от этого они перекочёвывают в сферу жизни общественной. Причём уверяют, что пошли от того, что на мужчин надежды нет, что они просто вынуждены брать на себя ношу руководителей. То есть они умнее мужчин, так получается. Не умнее, а хитрее, – отвечаю я. Изворотливее. Хамелеонистие. Мимикрия у них на высоте, умеют приспосабливаться и к погоде, и к начальству.
Вообще скажу, женщины для меня, как для пишущего, гораздо интереснее, нежели мужчины. Мужчина что? Здравствуй, дерево, как называют его те же женщины. А сами они – это тайна, в которой заключается ещё тайна, а там ещё и ещё. Замочки-ключики, ключики-замочки. Замочки у нас, а ключики у них. Это идёт от детства, в котором, как исследовали психологи, мальчики любознательны, а девочки любопытны.
Попытки проникнуть в женские тайны безполезны, ни у кого не получалось. Да, в общем-то, это даже и не тайны, а секреты. Им всегда есть что утаивать, а от мужа особенно. Почему? Не знаю. И даже тайны у них – не какие-то серьёзные грехи, а просто по мелочам. Не хотят, чтоб о них много знали. А о нас всё знают. Где был, с кем виделся, с кем выпил, на кого поглядел.
Вы пробовали им напоминать в минуты ссоры слова из обряда венчания: «Жена да убоится мужа своего»? – «Кого это убоится? – переспросят они. – Тебя?!»
В чём-то убедить их – напрасный труд. Вроде и согласятся, успокоят, но всё равно же по-своему поступят. Наши усилия доказать свою правоту смешны и тщетны. Всё кончается поражением. Даже и не от того, что ночная кукушка перекукует дневную, просто женщина не умеет считать себя ни проигравшей, ни побеждённой. Ей всегда приносит радость чувство превосходства. Оно для неё нормально. А если докажешь ей, что она не права, она устроит истерику, сам будешь не рад.
Она знает, что для мужчин всегда лучше не умная женщина, а дурочка, которая ему внимает. Есть даже выражение: сколько же ума нужно женщине, чтобы казаться дурочкой. О, женский ум! С древних времён есть выражение о женском уме: баба семьдесят дум передумает, пока с печки на пол летит.
О, женщины! Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. Смирен топор, а веретено бодливо. А как верить их слезам? У баб, да у пьяных слёзы дёшевы. О, женщины-бабы, ума бы вам кабы. «О, женщины, вам имя – вероломство» (Шекспир).
И не надо на меня обижаться: не я всё это про женщин придумываю, а накопленное веками передаю. Вот, снова без выбора, наугад: «куда чёрт не поспеет, туда бабу пошлёт»; «баба да бес – один у них вес»; «лучше собаку раздразнить, чем бабу словом задеть»; «собака умней бабы – на хозяина не лает»; «от нашего ребра нам не ждать добра»; «ребро Адама – кость упряма».
В жизни все мужья подкаблучники. Особенно так было в последнее время. Вспомним Раису Максимовну и её подкаблучника. Увы, мужчинам так было лучше, удобнее. Они обабились, а женщины омужичились. Забыли выражение: «курице не быть петухом, а бабе мужиком». А вот другое выражение помнят: «наша сила в нашей слабости». И на этом тоже играют. Хотя слабые, слабые, а могут кому угодно напрямую высказать всё, что о нём думают: президенту, министру, дворнику, продавцу.
Ещё мне интересно вот что: противостояние. Но не женщин и мужчин – это ничто в сравнении с понятием подруга – змея. Витя нравится Свете, а самому Вите нравится Светина подруга Нина. Всё. Дружба кончилась. Витя погиб. То-то: «не говори с подружкой, говори с подушкой».
Все эти рассуждения годились до нынешних времён. Грянули взрывы, полилась кровь, пошли похоронки… И сейчас, я уверен, ведущая роль женщины будет всё более обозначаться. Им в такие предельные времена всегда было гораздо тяжелее жить. «Да разве об этом расскажешь,// в какие ты годы жила,// какая безмерная тяжесть// на женские плечи легла», – сказал поэт о женской доле во время войны. Именно так. Кто кормил, обувал, одевал армию, кто стоял у станков, делая снаряды, пушки, танки, самолёты? Женщины и дети. А самое главное, кто молился за мужчин, отцов, мужей, братьев, сыновей? Женщины: матери, жёны, дочери. О, как я помню эти холодные осенние дожди, огромные поля картошки, ржи, пшеницы, льна. «Всё для фронта, всё для победы». Под этим лозунгом вырастал. И вырос. И пришла пора развернуть его над нашей любимой, единственной родиной.
Дожили мы – вновь на Святой Руси пора испытаний. И её доблестно выдерживают наши мужчины. Да, мобилизация показала, что есть и дезертиры и трусы, но, в основном, видишь, что никуда не делась доблесть наших воинов. И опять провожают их жены и невесты, матери, сёстры и дочери. И звучит и в домах и в храмах молитва о них и за них.
И вспоминается великое стихотворение: «Жди меня. И я вернусь, только очень жди». А кого ждут, за кого молятся, тот возвращается.
Молимся. Верим. Любим.
Господи, помоги!
Владимир Николаевич Крупин, русский писатель, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы
2.
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/zhenwiny_i
Вы совершенно правы.
1.