На днях в Татарстане в старинном городке Булгар прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Волжской Булгарией ислама. В мероприятиях приняли участие высокопоставленные государственные деятели, представители мусульманского и православного духовенства, дипломаты. Участников торжеств телеграммой поздравил глава государства Владимир Путин.
На открытии этого праздника, который по-татарски называется «Изге Болгар жыены», председатель ДУМ России муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС.
Муфтий Гайнутдин заявил буквально следующее: «9-10 июня на территории, где ушла из земной жизни царица двух ханств – Казанского ханства и Касимовского ханства, мы откроем памятник нашей царице, символу татарских женщин, наших мусульман – Сююмбике. Напротив Ханской мечети в Касимове».
Рязанский сайт с радостью сообщает, что в сквере рядом со старинной касимовской мечетью уже установили постамент в форме восьмиугольной звезды с полумесяцем и звездой. Макет памятника выполнил заслуженный художник РФ, скульптор Вениамин Сидоренко. Фигуру Сююмбике планируют отлить из бронзы.
Кто такая ханша Сююмбике? Это – последняя правительница Крымского ханства накануне его присоединения к России, символ сопротивления России, ставленница врагов России. И ей хотят поставить в России памятник, увековечив, таким образом, память о тех, кто воевал против России! Дожили.
Похоже во власти нет людей, которые хоть немного знают историю.
Дело в том, что накануне присоединения Казани к Московскому царству в ханстве боролись две партии – промосковская и протурецкая.
Еще в 1531 году промосковская партия совершила переворот, и враждебно относившийся к Москве хан Сафа-Гирей (из крымской династии Гиреев), который постоянно воевал против Москвы, был изгнан из Казани. Ханом стал 15-летний Касимовский царевич Джан-Али. Ему и подыскали в жены 12-летнюю дочь ногайского бия Сююмбике. В 1535 году Сафа-Гирей привёл крымско-татарское войско и вновь захватил Казань, Джан-Али был свергнут и убит. Сююмбике стала пятой женой нового хана. Протурецкая партия победила.
Однако в начале 1546 года промосковская партия вновь свергла Сафа-Гирея и на престол взошёл другой Касимовский царевич Шах-Али, старший брат свергнутого Джан-Али, уже занимавший казанский престол в 1519-1521 годах. Сююмбике должна была стать женой Шах-Али. Но Сафа-Гирей, бежавший к своему тестю в Ногайскую орду, вскоре вернулся с ногайским войском и в июле 1546 года сверг Шах-Али, который бежал в Москву. Снова пришла к власти протурецкая враждебная России партия, а Сююмбике вернули предыдущему мужу.
В 1549 году Сафа-Гирей умер, по одной из версий, убился по пьяному делу во дворце. У власти осталась протурецкая партия, а Сююмбике стала регентшей при малолетнем сыне. В 1551 году казанской знатью она была выдана вместе с сыном царю Ивану Грозному в надежде, что русские не будут штурмовать Казань. Сююмбике все-таки стала женой Касимовского царевича Шах-Али. А ее сын был крещён в православие, наречён Александром, воспитывался вместе с детьми царя Ивана Васильевича Грозного и погиб в молодом возрасте в одном из походов русской армии.
Такова история.
Так какой же смысл хотят вложить муфтий Гайнутдин и поддерживающие его люди в памятник Сююмбике? И почему именно в Касимове? Ведь она всего лишь стала женой Касимовского правителя Шах-Али. Никакой позитивной роли в нашей истории Сююмбике не сыграла. Была просто «переходящим призом» в борьбе за престол Казанского ханства, становясь женой то одного хана, то другого.
Будем честны: единственный смысл образа Сююмбике – она является символом борьбы против Москвы. И этот символ хотят соорудить на Рязанской земле в старинном городе Касимове!
Кому это нужно? Кому выгодно? Кто вознамерился руками муфтия Гайнутдина провести идеологическую диверсию в государстве? И куда смотрит наша власть?!
И это при том, что в том же Касимове сохранился и находится в ужасном состоянии мавзолей Казанского хана и Касимовского царевича Шах-Али, мужа Сююмбике. Шах-Али верой и правдой служил Московскому царю, участвовал во многих походах и при Василии III и при его сыне Иоанне Грозном. С войсками последнего, как законный Казанский хан он брал в 1552 году Казань. Он-то как раз и достоин памятника, как символ векового русско-татарского единства. А для начала немалые деньги, собранные на памятник, стоило бы пустить в то, чтобы привести в порядок мавзолей Шах-Али.
Но кому-то нужен именно символ русско-татарской вражды! Кому-то нужен памятник Сююмбике. Причём, в сердце России!
И понятно кому – тем, кому нужно представлять взятие Казани войсками Ивана Грозного и Шах-Али, как трагедию татарского народа, чтобы тлел костерок вражды между татарами и русскими. Может когда-то и запылает.
Так куда же смотрит федеральная власть, позволяя такое безобразие?!
Редакция Русской народной линии
4. с места
3.
2.
1. Где там шайтаны прячутся?