На украинском националистическом сайте «Патриот Донбасса» недавно появилась следующая информация: ряд священников Украинской Православной Церкви Московского патриархата обратились к Собору Предстоятелей Древних Восточных Церквей с иском против Патриарха Кирилла, в котором, помимо прочего, обвиняют его в распространении доктрины Русского мира и требуют осуждения ее как ереси.
Из этого сообщения непонятно, что пытаются вменить Патриарху раскольники. Но, думается, ничего нового сверх того, что об этом написано в «Декларации об учении русский мир», опубликованной с месяц тому назад на сайте Волосской академии богословских исследований: «В учении утверждается, что существует межнациональная русская сфера или цивилизация, которая называется "Святая Русь", в которую входят Россия, Украина и Беларусь (а иногда Молдова и Казахстан), а также этнические русские и русскоязычные люди по всему миру. Оно утверждает, что этот «Русский мир» имеет общий политический центр (Москву), общий духовный центр (Киев как «матерь всея Руси»), общий язык (русский), общую церковь (Русская Православная Церковь, Московский патриархат), и общего патриарха (Патриарх Московский), работающего в «симфонии» с общим президентом/национальным лидером (Путиным) для управления этим Русским миром, а также для поддержания общей духовности, морали и культуры».
И далее звучит парадоксальная «критика»: «Принцип этнической организации Церкви был осужден на Константинопольском соборе в 1872 году. Ложное учение об этнофилетизме является основой идеологии "Русского мира". Если считать такие ложные принципы действительными, то Православная Церковь перестает быть Церковью Евангелия Иисуса Христа, Апостолов, Никейско-Константинопольского Символа Веры, Вселенских Соборов и Отцов Церкви. Единство становится по существу невозможным».
Как говорится, не верь глазам своим: именно раскольники одержимы идей создать автокефальную национальную украинскую церковь, следуя этнофилетизму, но каким-то непостижимым образом в ереси обвиняют Московскую Патриархию. Даже недоизверженный протодиакон Андрей Кураев, которого в любви к Патриарху не заподозришь, обратил внимание на эту, мягко говоря, несуразность… Данная декларация – это набор клеветы, политических лозунгов и откровенной лжи, никакого богословского обоснования не имеющая, но опирающаяся на чистой воды «мозгословие»…
Надо заметить, что генератором и идеологом украинского раскола выступает архимандрит Кирилл (Говорун), который 5.03.2022 в статье на сайте orthodoxia.info раскрыл все его нюансы, а также выступил с «инициативой» начать в УПЦ поминание за богослужением вместо Патриарха Кирилла Варфоломея с расчетом через определённое время, «когда все успокоится... созвать синод для завершения объединения украинского православия, начатого в 2018 году». На «объединительном заседании» Кирилл (Говорун) призывает к следующему: «...Осудить идеологию так называемого Русского мира как модернизированную версию этноцентристской секты. Я считаю, – пишет Говорун, – что эта идеология является корнем и мотивом войны в Украине. Она может и, по моему мнению, должна быть осуждена предстоящим Синодом Древних Церквей и другими Всеправославными собраниями. Очевидно, что инициативу в осуждении Русского мира должен взять на себя Вселенский Патриархат».
Корнем и мотивом происходящего на Украине являются бандеровщина и нацизм местного разлива, которые есть порождение того самого этнофилетизма, за осуждение которого выступает Говорун. Но в извращенном сознании, где блудливый Коллективный Запад предстает светочем мира, и логика извращенная...
Однако, как представляется, это не значит, что идеология Русского мира не нуждается в более четком богословском обосновании. И здесь невозможно обойти вопрос, почему именно среди греков и славянских народов более всего укоренено Православие. К чему мы и приступим...
1. Славяне и Древний Израиль. Нижегородский филолог Евгений Позднин так раскрывает самоназвание славян: «...Этноним "славяне" происходит от этнонима "сауловены", являясь его сокращенной словоформой» (Позднин Е. Нестор, ты неправ! // День литературы. 2011, №8 [180]). Позднин полагал, что наших (славян) предков «звали "сауловенами" по имени первого израильского царя Саула и по имени родоначальника младшего из 12 колен израйлевых Вены, к которому Саул принадлежал». Предположение представляется довольно обоснованным. Единственное уточнение по имени родоначальника младшего из 12 колен: его звали Вениамин, и очень сомнительно, чтобы в таком сокращенном варианте – Вен – это имя стало частью этнонима. А вот, если брать слово «вен» в его обыденном значении (слово вен (бен) по-древнееврейски значит сын), то всё окончательно проясняется: Саула-вены – сыны, род, потомки, народ Саула. С течением времени гласные а и у из слова Саул выпали, и слово приобрело звучание, близкое современному: «слав[е]не».
Древнееврейское слово «вен» сохранилось в слове «внук». Обратите внимание, русское слово «внук» – сын сына – имеет, помимо корня в[е]н, патронимический суффикс -ук. Такого рода суффиксы сохранились в белорусском и украинском языках. Вот что по этому поводу говорит доктор филологических наук профессор Валентина Лемтюгова: «Суффикс -ук (-юк) указывает на родственные отношения: Антонюк – сын, потомок Антона. Фамилии с этим суффиксом широко представлены в Брестской области, Белостокском воеводстве Польши и на территории Украины» (Лемтюгова В. Чтобы знали // Беларусь сегодня (издательский дом) // URL: https://www.sb.by/articles/chtoby-znali.html (дата обращения: 12.03.2021).
Здесь возражают, что «Саула сын» неестественно для древнееврейского языка, для которого характерно говорить «сын Саула», «сын Давида». Однако в тех местностях Ирана, что некогда были частью Ассирийского царства и куда были сосланы десять колен Израильских, до сих пор говорят не «сын такого-то», но «такого-то сын».
Известно, что между царскими родами Давида и Саула существовала вражда, которая, вероятнее всего, и послужила катализатором распада Израильского царства на две части. И хотя значительную часть «царского» племени Вениамина, из которого вышел первый царь Израиля Саул, удалось удержать в союзе с племенем Иуды, Саул мог стать знаменем центробежных тенденций старейшин десяти племен (колен).
Новый Завет говорит нам о том, что для всех иудеев было естественным в духовном смысле считать себя «сынами Давида»: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк. 11:10); «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» (Деян. 4:25). Если Давид всем отец, то все иудеи – сыны Давида в духовном смысле. Здесь слово «сыны» является синонимом слова «народ». В таком случае и слова «Саула вены», то есть «сыны Саула» имели тоже значение: народ Саула, то есть первого царя Израиля.
Разумеется, десять колен Израильских, впавших в язычество до плена, в Ассирийском царстве не отделялись от других народов стеною веры и закона, что, несомненно, способствовало принятию языка, преобладавшего в той местности. Естественно, какие-то конструкции, слова родного языка были сохранены. Вполне очевидно и то, что жизнь десяти колен после пленения была искусом, приготовлением их к встрече с христианством, с Богом.
И еще одно, как представляется, очень существенное обстоятельство: нет никаких оснований для того, чтобы искать пропавшие колена на самом краю земли, в местах отдаленных от тех, куда они были отведены после пленения. Когда царства рушились, десять племен получали относительную свободу передвижения. Причем, путь на родину и на юг был закрыт сильными царствами, на восток – горами и пустынями. Оставался один относительно свободный путь – через Кавказ, Причерноморье и далее в Южную, Центральную и Восточную Европу. Колено Дана ушло во Внутреннюю Азию, дав начало тюркоязычным народам: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:16).
Шиизм Ирака, Ирана, Азербайджана – это, вероятнее всего, следствие «реликтового излучения» десяти колен Израиля: не все израильтяне из пропавших колен вышли в переселенческий поход или продолжили его, часть оставалась на обжитых местах, проявив в последующем свою скрытую религиозную самость и энергию.
Естественно, что десять колен Израиля с течением времени смешивались с автохтонным населением Евразии, обогащая генофонд, прививая народам специфические черты… О необычайном разнообразии генофонда Северной Евразии как о загадке говорит и популяционная генетика: «Результаты изучения генофондов мира оказались куда более неожиданны и впечатляющи, чем можно было бы предположить даже в самой острой, но непрофессиональной дискуссии о генофонде. Не в пылу полемики, а в результате специально проведённого анализа генофондов народов всего мира, мы можем сегодня утверждать, что именно генофонд Северной Евразии (основную часть которого составляет Россия) сохраняет в себе максимум характеристик общечеловеческого генофонда. Такого сходства с генофондом человечества нет ни в одном другом генофонде коренного населения мира... Если основываться только на этих свойствах и на минуту забыть, о сколь северной окраине ойкумены идет речь, то можно было бы подумать, что мы имеем дело с некой самой центрально расположенной частью мировой суши или же с прародиной человечества. Но поскольку первое предположение неверно, а второе невероятно, то тем самым мы стоим перед самой настоящей загадкой, представляющей серьезную научную проблему. В генофонде населения Северной Евразии сохранена наибольшая часть мирового генетического разнообразия... Но какие силы поддерживают это разнообразие? Ведущим фактором оказался не некий элемент природной среды, а этносы, народы» (Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. М., 2007, с 17). Попробуем разгадать эту загадку популяционной генетики, опираясь на вышеизложенное.
Древний Израиль, Ассирия, откуда на территорию будущей России пришли десять колен израильских, действительно находятся вблизи с «некой самой центрально расположенной частью мировой суши» и «с прародиной человечества», во всяком случае, согласно библейским представлениям. Когда границы Ассирийской империи ослабли, десять колен вышли из нового «дома рабства». За время пребывания в плену они, естественно, вошли в тесный контакт с другими плененными группами народов, часть людей из которых десять колен увлекли за собою. Во время продвижения на север они, вне всякого сомнения, захватывали своим переселенческим устремлением и какие-то семейства людей из племен, через чьи земли проходили, в то же время, подталкивая на север тех, кто оказался на пути переселенческого потока. Через определенное время этот этнический поток, оставив израильские (славянские) «озера» в Южной и Центральной Европе, повернул на северо-восток и достиг Северной Евразии, где и был поглощён ее огромными просторами, перемешавшись с племенами, обитавшими в ней.
2. Православие – Скиния Давидова. В Русской Православной Церкви существует церковное предание, приподнимающее завесу над тайной русского народа, Русского мира: «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые...» (Андроник (Трубачёв), Стрижев А.Н. Угодник Божий Серафим. Т. I. Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993, с. 353). В примечании к этим словам один из составителей книги «Угодник Божий Серафим» игумен Андроник (Трубачев) пишет: «Евреи и славяне выделены как хранители истины Божией в Ветхом (ветхозаветный Моисеев закон) и в Новом Завете (Православная вера)» (там же, с. 354). Как полагают исследователи, эти пророческие утверждения церковного предания о России и славянах принадлежат святителю Антонию (Смирницкому.)
Существует логика веры: назовём ее «пророческой логикой». Она опирается на пророчества ветхозаветные и новозаветные. Так вот, в ветхозаветных пророчествах, там, где говорится о «двух народах судеб Божиих», они называются совершенно четко: «И было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл и напиши на нем: "Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно. И когда спросят у тебя сыны народа твоего: "не объяснишь ли нам, что это у тебя?", тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей. Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед глазами их, то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства» (Иез. 37:15-22).
Если славяне – это народ «судеб Божиих», который стоит в одном ряду с другим народом «судеб Божиих» – евреями, то есть «Иудой и сынами Израилевыми, союзными с ним», – то они не могут быть никем иным, как «Ефремом и всем домом Израилевым». К этому поводит логика веры, пророческая логика. Но и в рукописи Мотовилова, откуда мы узнали об упомянутом выше церковном предании, этот момент раскрыт: на «...территории России и внутренней Азии (исток теории евразийства – В.М.)... живут 10 колен царства Израильского» (там же, с. 353).
Из истории известно, что десять колен Израильских отложились от колен Иуды и Вениамина в десятом веке до нашей эры: «Когда весь Израиль увидел, что не слушает его царь, то отвечал народ царю, говоря: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид. И разошлись все Израильтяне по шатрам своим» (2 Пар. 10:16).
В восьмом веке до нашей эры Израильское царство десяти колен было завоевано Ассирией (722-720 год до н. э.). Все десять колен были уведены в плен. После этого след их в истории затерялся. Лишь очень незначительная часть людей из десяти колен вернулась на родину. То есть никакого отношения к тому, что происходило во времена Первого Пришествия Христа, плененные ассирийцами десять колен не имеют.
Но через пророков Бог говорит о том, что в «конце времён» пропавшие десять колен обнаружатся и соединятся с двумя коленами, то есть с теми, кого сегодня называют евреями, воедино. Естественно, десять колен оставят язычество, уклонением в которое они и отложились от «Израиля Божия»: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» (Деян. 15:14-16). Вот как это звучит у пророка Амоса: «Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: "не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!" В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» (Ам. 9:9-14).
Христианизация мира – это, не в последнюю очередь, «воссоздание скинии Давидовой падшей», то есть возвращение десяти колен из языческого пленения: «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).
Здесь кто-то, быть может, возразит: для таких выводов нужны, мол, серьезные исторические, этногенетические, лингвистические исследования. Но судьба десяти колен Израиля – это, в первую очередь, предмет веры, а не науки. Здесь вера задает ориентиры науке, а не наоборот.
Где только ни «находили» пропавшие десять колен Израильских: в Индии, в Великобритании, в США, в Японии... Но искали не народы «судеб Божиих», а народы «судеб мирских». Десять колен непременно должны себя проявить как народ «судеб Божиих». Они всегда, даже в язычестве, остаются в центре мировой истории. И именно они, согласно пророческой логике, должны стать твердыней христианского мира, которая (твердыня) есть Православие. Давно уже замечено: «...Самая живая вера во всей своей беззаветности господствует теперь в Европе лишь у славян: какому бы вероисповеданию ни отдались они, – это самые ревностные чтители и поборники. Вспомним, что самые горячие последователи ислама в Европе – потуречившиеся сербы, босняки, так что там возникла всеобщая пословица – «нет турка без потурченика»; поляки, конечно, самые ревностные католики; даже в протестантизме многие чехи опередили немцев. <...> ...Беспристрастно следует признать, что всего более славянам сродно Православие, для которого они, как будто, прямо созданы: не даром оно с самого начала распространялось у всех них, не даром оно везде, где только сохранено, благоприятствует полному развитию их народного творчества, и не даром за утрату его или искажение везде платятся славяне утратою или искажением своих народных произведений» (Безсонов П. Калики перехожие. М., 1863, с. XVII).
Можно в связи со всем этим сказать определённо: где имеет место Православие – там и живут потомки двенадцати колен Израиля. Православие Греции – это проявившее себя «Еллинское рассеяние» колен Иуды и Вениамина. Только этот «магнит» позволяет не только вытянуть потомков десяти израильских колен и «Еллинского рассеяния» из тьмы язычества, но и полностью восстановить их в «израильском достоинстве» и воссоздать таким образом скинию Давидову падшую. Естественно, что потомки десяти колен в силу творческого темперамента будут первыми кандидатами в священство. Во всяком случае, наиболее активные и ревностные прихожане по большей части будут из их числа.
Если бы искали «народы судеб Божиих», то кто бы прошёл мимо того факта, что славяне, прежде всего русские, стали ядром могучей империи, а затем сверхдержавы – СССР? Кто бы не заметил, что у советского общества в 1945 году «крепость... как первородного тельца, и роги..., как роги буйвола; ими избодет... народы все до пределов земли...» (Втор. 33:17)? А уж об огромных территориях, природных богатствах и говорить нечего: ничего подобного не было ни у одного народа Земли. Совершенно очевидно, что утверждения о десяти коленах и «двух народах судеб Божиих» в бумагах «служки Божией Матери и Серафимова» Николая Мотовилова неслучайны. Они заставляют задуматься о соединении Израильских колен в «конце времен», и побуждают присмотреться к славянским племенам более внимательно.
Собственно говоря, миру славянские народы предстали во всей своей полноте после развала Югославии и СССР. До этого времени, как правило, лишь специалисты могли точно назвать их количество. Мир после разрушения Югославии и СССР, как бы «вдруг», в одночасье, увидел, что славянских народов десять (Древний Израиль состоял из 13 колен, если учитывать то, что колено Иосифа дало начало еще двум коленам; после разделения Израильского Царства, лишь колено Иуды полностью вошло в Иудейское Царство, значительная часть колена Вениамина также осталась в союзе с Иудой): русские – великороссы, малороссы и белорусы, – поляки, болгары, чехи, словаки, сербы, черногорцы, македонцы, словенцы, хорваты. Это, как представляется, можно рассматривать в качестве явного «знака исполнения пророчеств». Особняком стоят боснийцы, явившие черты колена Данова...
3. Русский мир – мир колена Иосифа. Поразительный момент: этнический рисунок русских – великороссов, малороссов и «вторых малороссов», то есть белорусов, – накладывается на этнический рисунок колена Иосифа, давшего начало двум коленам – Ефрему и Манассии – и полуколену Манассиину. Это до времени было скрыто под многообразием восточнославянских племен в Древней Руси, скрадывалось под «одеждами» русского централизованного государства, Российской империи, СССР. Но сегодня «всё тайное стало явным». И мы можем увидеть чёткие очертания колена Ефремова – великороссы, колена Манассиева – украинцы или малороссы, и полуколена Манассиева – белорусы, то есть «вторые украинцы». Сегодня на некоторых православных форумах идут жаркие споры: имеют право быть малороссы и белорусы или нет – всё это русские? Парадокс: да, мы все русские, но мы в то же время и великороссы, и малороссы, и «вторая половина малороссов», то есть белорусы. Явной ересью будет как отрицание духовной самобытности этих лиц единого русского народа, так и их отрыв от общего корня.
Благословение Иакова сынам своего сына Иосифа и повеление Моисея о полуколене Манассиевом все расставляют на свои места: «И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт. 48:5); «И дал повеление Моисей сынам Израилевым и сказал: вот земля, которую вы разделите на уделы по жребию, которую повелел Господь дать девяти коленам и половине колена; ибо колено сынов Рувимовых по семействам их, и колено сынов Гадовых по семействам их, и половина колена Манассиина (выделено мною – В.М.) получили удел свой: два колена и половина колена получили удел свой за Иорданом против Иерихона к востоку» (Чис. 34:13-15).
И еще один поразительный момент. Благословение Иакова заложило и будущее первенство великороссов перед малороссами, хотя Манассия был старше Ефрема: «И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвёл к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт. 48:13,14). Мы видим, в осуществление этого благословения, что первым возвысился Киев как «мать городов русских», что крещение приняли первыми киевляне. Но прошло время, и Москва, которая была младше Киева, возвысилась над ним. И северо-восточные племена Руси стали превосходить юго-западные и западные племена по численности и по влиянию на ход истории Руси. Отмахнуться от этого факта нельзя. И это тоже явный «знак исполнения пророчеств».
Благословение Моисея колену Иосифа – это пророчество о будущей державной мощи триединого русского народа, об огромных территориях и неисчислимых природных богатствах, которые даровал Бог Большой России: «Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и [дарами] бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор. 33:13-17). Благословение патриарха Иакова такого же плана. Это удивительная единица в троице, неслиянной и нераздельной: полуколено Маниссиино исходит от Иосифа, а Ефрем рождается от него: «Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой» (Иер. 31:9)…
Повторим, никто не спорит насчёт того, что много язычников из разных народов вошли и войдут в народ Божий. Но Богом сказано однажды через пророка: «Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства» (Иез. 37, 21,22). Или у другого пророка: «В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим» (Иер. 3, 18). Об этом же говорит Бог устами еще одного пророка: «Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне; зашумят они от многолюдства» (Мих. 2:12).
Поэтому-то неслучайным является то, что в Апокалипсисе святого Апостола Иоанна Богослова упоминаются колена Израиля как активнейшие участники эсхатологического процесса...
Наше время характеризуется разрывом братских уз между народами. Свежий пример – Украина: князь мира сего в лице международного семиголового (G7 – «Большая Семерка») империалистического дракона и сидящей на нём Вавилонской блудницы, то есть Коллективного Запада или «великого города» торгашей – «вельмож земли», – переползающего из века в век, из одной общественно-экономической формации в другую, наносит удар по братским узам колена Иосифа – великороссов и малороссов, – дабы соблазнить и избранных… Украина, по существу, превращена в инструмент, в оружие Коллективного Запада и «Большой Семерки, направленное против Российской Федерации.
Доктрина Русского мира есть свидетельство единства колена Иосифа, положившего духовное начало русскому народу, явленному в трёх лицах: великороссы, малороссы и белорусы. Самой настоящей ересью является попытка расчленения Русского мира, привнесение вражды и ненависти в его существо. Малороссийский (белорусский, великороссийский) национализм – это язычество, сродное тому, что разрушило Царство Древнего Израиля. Скиния Давидова – Православие, – восстановленная Христом, торит путь к единству не только триединого русского народа и славянства вообще, но и всего Израиля Божьего, и врагами Христа являются те, кто вновь, как и когда-то, пытается её разрушить...
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист