XXIV зимние Олимпийские игры стартуют в Пекине 4 февраля 2022 года. Официальный талисман Игр – гигантская панда по имени Бин Дуньдунь. На китайском «бин» означает лёд, чистоту и силу, а «дуньдунь» – здоровый, крепкий и жизнерадостный. Большая панда – национальный символ Китая.
Что ещё известно об этой стране, одной из самых удивительных и загадочных в мире? Президентская библиотека посвятила Китаю, древнему государству, чья история насчитывает более 5 тысячелетий, и его связям с Россией специальную коллекцию «Россия – Китай: из истории взаимоотношений». Коллекция объединяет цифровые копии различных документов – книжные издания, архивные, изобразительные, картографические и видеоматериалы, сообщает пресс-служба библиотеки.
О путешествиях по Китаю рассказывают, например, книги «Центральная Азия, Северный Китай и Нань-Шань: отчет о путешествии…» (1900–1901) горного инженера Владимира Обручева, трёхтомное издание путешественника и географа Григория Грумм-Гржимайло «Описание путешествия в Западный Китай» – «Вдоль Восточного Тянь-Шаня» (1896–1907), и др. В «Трудах членов Российской духовной миссии в Пекине» (1852–1866) публиковались такие научные работы по истории Китая, как «Начало и первые дела Маньчжурского дома», переводы важнейших древних и средневековых китайских трактатов.
Название «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» полностью отражает содержание книги, написанной известным синологом, архимандритом Иакинфом (Никитой Бичуриным) в 1840 году. Европейцу многое кажется непривычным: «В Китае всё то же, что есть у нас, и всё не так, как у нас».
Прежде всего, автор отмечает, что китайский язык отличается «изумляющею странностию» от всех древних и новейших языков – в нём нет ни словопроизводства от корней, ни изменения слов по окончаниям, а китайское письмо – идеографическое, в котором нет букв для изображения звуков, их заменяют условные знаки.
Много внимания уделено китайскому просвещению и образованию. В те времена «круг просвещения» в Китае составляли четыре рода учёных заведений – училища, Астрономический и Педагогический институты и Приказ учёных, соответствующий академиям наук в Европе. В училищах воспитанники изучали словесность, объединяющую историю, поэзию, религию, правоведение и политэкономию, а также музыку и обряды. Остальным наукам обучались по желанию: «Всё, что не нужно на службе отечеству, китайцы считают бесполезным…»
В училищах не было системы учебников, основу обучения составляли пять священных книг, одна из которых – «Книга перемен», содержащая в себе «понятие о Боге и естестве, изложенныя не словами, а параллельным начертанием трёх цельных и трёх ломаных линий, представленных в 64 разных видах».
Общественная и частная жизнь китайцев в позапрошлом веке тоже изображена в книге со множеством подробностей.
Правительство Китая, заботясь о народном благосостоянии, старалось во всём вводить единство. Формы встреч, приёма и провожания гостя для всех сословий были предписаны правительством и включены в число законных постановлений. По сути они единообразны и лишь слегка изменяются в зависимости от чина гостя и хозяина. Также с самого основания империи правительство определяло покрой одежды и цвета тканей в зависимости от класса чиновника.
Как сообщается в книге, в XIX веке в Китае была только одна газета, которая издавалась в Пекине под названием «Цзинь-бао» – «Столичный вестник». Эта газета и по содержанию, и по внешнему виду мало напоминала европейские политические газеты. В неё входили различные дела, представляемые на утверждение государю или доводимые до его сведения. В этой газете помещалась и информация, которая в Европе считалась бы государственной тайной, например, переговоры с иностранными посланниками.
Нравы в Китае, по мнению автора, тоже сформировались несколько иначе, нежели у других народов. При соблюдении единства в гражданском быту, особое внимание обращается на воспитание юношества. В наибольшей степени мальчикам внушали «неограниченное почтение к родителям, повиновение предписаниям правительства, соблюдение всех обязанностей человека-гражданина».
Сегодня, как и столетия назад, главный для всего Китая праздник – Новый год. Год начинается с февральского новолуния. В народе праздник отмечается с полуночи первого дня. Во всех домах на столе расставляют зажжённые красные свечи, куренья и жертвенные вещи; когда минует 12 часов ночи, все домашние совершают поклонение, встав лицом к растворённым дверям – приносят жертву духам неба и земли, затем, повернувшись к столу с жертвенными вещами, поклоняются домашним духам и предкам своего рода.
В Европе первую минуту Нового года обычно встречают выстрелами шампанского, а в Китае – грохотом нанизанных на нитку ракет, которые, последовательно взрываясь, производят сильный треск, но вверх не взлетают. Этот гром умолкает на рассвете…
В этом году празднование китайского Нового года выпадает на сегодняшний день, 1 февраля. А уже через три дня в Пекине стартует праздник спорта.