Москва. Казанский вокзал. Поезд дальнего следования. Суровая проводница проверяет документы. Огромная тяжелая сумка с этюдами находит свое место под полкой. Разговоры с соседями. Стакан чая в подстаканнике. Перестук колес. Уплывающие за окном березы, березы, а потом огни, огни…Наконец-то после московской беготни можно закрыть глаза…
Чем дальше мчится поезд в далекую родную Сибирь, тем ярче и значительнее становится то, что произошло за эти три недели пленэра. Перед внутренним взором все плывут золотые, синие, зеленые и черные купола; белые стены храмов; сияют свечи в полумраке свечей; тишина монастырей; спокойствие рек, как зеркало отражающих русскую природу.
Тысячелетняя история моей страны. Параллельная реальность. Православная Россия. Она терпеливо ждет, когда мы, издерганные и суетливые, наконец-то придем к ней. Согнемся в поклоне, опустимся на колени, и губы сами произнесут: «Господи, помилуй! Господи, прости нас грешных! За то, что мы чуть было не потеряли Тебя, что чуть было Ты не исчез из наших сердец как Атлантида».
«Русская Атлантида» - такое название дал своему пленэрно-выставочному проекту в 2013 году его основатель и бессменный руководитель, директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Виталий Васильевич Васильев.
В этом названии чувствуется тревога за судьбу разрушенных храмов, исчезающих деревень и малых русских городов, как исчезла когда-то цивилизация Атлантиды, и призыв спасти то, что осталось. Хотя бы в полотнах художников…
Главной опорой в этом проекте стала Русская Православная Церковь – та духовная сила, которая всегда спасала страну. Именно монастыри являлись собирателями и хранителями духовных ценностей народа, а в случае беды давали кров и хлеб нуждающимся.
Художники получают место проживания, а в благодарность дарят свои лучшие работы. Многие монастыри – участники проекта являются обладателями крупных коллекций пейзажной живописи.
История повторяется. В начале XIX века русские художники: Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Александр Иванов воспевали красоту Италии, романтические пейзажи Средиземноморья. Но уже к середине века возникает целая плеяда русских живописцев: Григорий Сорока, Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, которые стали первооткрывателями красоты русской природы. А к концу века Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин подняли русский пейзаж до эпической картины.
Нечто похожее произошло в России уже в XXI веке. Выставки, печатные издания, интернет буквально заполонили пейзажи Парижа, Праги, Венеции. Это стало знаком успешности, показателем избранности художника. Дачи художников – «Академичка», «Горячий ключ» и другие, где мастера и молодежь совместно работали, передавая традиции пленэрной живописи, либо прекращали свое существование, либо переходили на коммерческую деятельность. Появление «Русской Атлантиды» с ее опорой на православие, обращение к истории малых городов России, связь поколений, охват художников со всей страны стало самым массовым творческим движением художников-пейзажистов. Около 80-ти пленэров, сотни участников, тысячи художественных произведений – вслед за «Русской Атлантидой» стали появляться новые «очаги» творческого горения в Подмосковье, Татарстане, Поволжье, на Урале, Сибири, Дальнем Востоке.
Мне посчастливилось стать участником трех заездов: в сказочном Суздале, тихом и умиротворяющем Переславле-Залесском, величественном Угличе. Но главное событие – это общение с художниками, каждый из которых – яркий уникальный талант. И разъезжаясь, мы увозим не только десятки работ, но и новый опыт, знания, новых друзей и огромную благодарность. Наверное лучше, чем Ирина Тур из Волгограда сказать невозможно: «Какое чудесное творческое состояние подарил этот необыкновенный двойной пленэр в Переславль-Залесском и Угличе. Погода была волшебной-много солнца и осенней красоты, прекрасные храмы и разнообразие сюжетов. Невозможно не полюбить эти древнерусские города, в которых каждый храм, каждый дом и памятник говорит о великой истории России, о неповторимой красоте и величии архитектуры и культуры в целом.
Дорогой Виталий Васильевич, низкий поклон Вам за Ваш титанический подвижнический организационный труд, за «Русскую Атлантиду»,за заботу о каждом из нас, за уникальную возможность путешествовать, творить, общаясь с коллегами художниками,проникаясь и питаясь православным корнями во славу Божию. Огромные благодарности принимающей стороне в Угличе-матушке Антонине за радушный щедрый приём, за уютное жилье, за вкуснейшие трапезы, за высокий художественный вкус и добрые слова при отборе работ, за красоту душевную! Столько радости, обновления и новых идей пришло на этом пленэре, столько друзей появилось! Пишу и улыбаюсь, так всех люблю-словно благодать спустилась в сердце, видимо, от благословения матушки на творческий труд. Обнимаю всех и благодарю!!!! Очень надеюсь со всеми встретиться вновь!»
Евгения Юманова, публицист
Фото: из личного архива автора
1.