ВЦИОМ представил на своём сайте результаты опроса россиян о программе инициативного бюджетирования.
«Более половины россиян (52%) осведомлены о программе инициативного бюджетирования, в рамках которой жители определяют, на решение каких проблем следует направлять часть местного (муниципального) бюджета, например, на озеленение территорий, установку урн для мусора или обустройство детских игровых площадок и т.д., а 47% опрошенных россиян не слышали о программе. При этом 13% наших сограждан принимали в программе непосредственное участие (18% среди 35-44-летних и жителей городов с населением до 100 тыс. человек)», - говорится в исследовании ВЦИОМ.
«За три года доля россиян, информированных об этой программе, возросла на 13 п.п. (39% в сентябре 2018 г.). Более всего выросла доля респондентов, которые слышали о программе, но не принимали в ней участия (39% в 2021 г. vs 27% в 2018 г., +12 п.п.). В возрастном разрезе наибольший прирост в осведомленности продемонстрировали граждане в возрасте 60 лет и старше (64%, +16 п.п.), молодые люди 18-24 лет (40%, +13 п.п.) и 35-44–летние (48%, +10 п.п.).
Чаще всего те, кто слышал о программе инициативного бюджетирования, считают, что в их муниципалитете она реализуется скорее эффективно (47%), об обратном заявляют более трети опрошенных (36%). Наиболее часто эффективность программ отмечают россияне 25-34 лет: 63% респондентов этой возрастной группы сказали, что программы реализуются скорее эффективно, и только 29% — что скорее неэффективно. Оценка эффективности реализации программы различается в зависимости от размеров населенного пункта: чаще всего называли ее реализацию скорее эффективной жители городов с населением 500 тыс. — 1 млн человек (57% vs 24% — скорее неэффективно)», - отмечает ВЦИОМ.
Согласно поросу, «половина россиян (50%) считают недостаточным освещение программы по инициативному бюджетированию в СМИ, интернете и иных источниках информации, обратного мнения придерживаются 43% граждан. Чаще всего о недостатке информации по этой теме заявляют мужчины (57% vs 45% женщин), а также 35-44-летние (58%) и граждане 25-34 лет (56%)».
«Большинство опрошенных россиян (56%) не готовы участвовать в распределении части муниципального бюджета на решение местных проблем и считают, что этим должны заниматься профессионалы. Это наиболее характерно для женщин (61% vs 50% мужчин), а также для респондентов в возрасте 60+ (75% vs 51% 18-24 лет).
Изъявили готовность участвовать в подобной программе 41% респондентов, чаще всего имеющие высшее или неполное высшее образование (54% vs 21% имеющих неполное среднее образование), граждане от 18 до 44 лет (45-52%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%).
Готовность принять участие в программе инициативного бюджетирования коррелирует с типом населенного пункта, в котором проживает респондент: чем больше населенный пункт, тем чаще изъявляется желание принять участие в программе. Готовы принять участие в определении приоритетных проблем 48% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 45% жителей городов-миллионников, 40-42% жителей городов от 100 тыс. до 950 тыс. и только 34% жителей сел. Следует отметить, что разница между ответами жителей столицы и городов-миллионников, городов с населением до 100 тыс. человек относительно невелика и колеблется в пределах 8%. При этом между жителями Москвы и Санкт-Петербурга и сел разница в готовности принять участие в программе составляет уже 14%», - заключили авторы исследования.
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов, анализируя итоги опроса, отметил, что «в обществе растет осведомлённость о различных инициативах, предпринимаемых для улучшения качества жизни, более эффективного применения бюджетных ресурсов на муниципальном уровне. Но пока население не до конца удовлетворено имеющейся информацией о программах инициативного бюджетирования. Особенную актуальность приобретает проект "Развитие инструментов социальной модерации в управлении процессами инициативного бюджетирования в субъектах РФ". В рамках проекта был проведен ряд публичных мероприятий, где совместно с экспертами были обсуждены результаты пилотного проекта и дальнейшие шаги по распространению практик инициативного бюджетирования, с последующим обеспечением широкого информационного освещения мероприятий».