После того, как патриарх Константинопольский Варфоломей приехал на Украину вопреки предостережениям канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), прошло полтора месяца. За это время она смогла оценить последствия визита для положения своих верующих и клириков, ситуации с захватами храмов, о том, как болезненный украинский раскол воспринимают в Поместных Православных Церквах. О сделанных церковью выводах РИА Новости рассказал управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).
«К сожалению, как мы и предполагали, визит главы Фанара спровоцировал ухудшение ситуации в некоторых регионах. Местные власти, посчитав приезд гостя из Стамбула сигналом поддержки т.н. ПЦУ со стороны высшего руководства государства, стали еще более активно содействовать нарушению прав верующих УПЦ», - отметил он.
Так, продолжил он, например, 7 сентября 2021 года первый заместитель председателя Волынской областной государственной администрации Сергей Мовенко подписал распоряжение №540 «О передаче культового сооружения», которое завершило процесс незаконного перевода храма УПЦ в селе Крымно в пользу т.н. ПЦУ. Сам храм при содействии местных властей был захвачен сторонниками организации Думенко еще зимой 2019 года.
«Этот визит, помимо привнесения новых проблем и разделительных линий в украинское общество, ничем особым не запомнился. А ведь предполагалось, что он станет триумфом Константинопольского патриархата, который перед всем православным миром продемонстрирует мощную поддержку украинцами решения главы Фанара о создании т.н. ПЦУ. На практике все оказалось иначе», - добавил иерарх.
«Возьмем хотя бы "торжественную" встречу патриарха Варфоломея в Михайловском монастыре. Как трубят однообразные по своей сути социологические исследования, тех, кто поддерживает т.н. ПЦУ, на Украине якобы в несколько раз больше тех, кто является верующими нашей Церкви. В соответствии с этими данными Киев должен был быть, по идее, под завязку забит толпами встречающих гостя, запустившего проект так называемой православной церкви Украины. Однако жизнь посрамила такие ожидания. Как, впрочем, и результаты упомянутых исследований: на "торжественную" встречу пришла горстка людей. И это притом, что был выходной день. В целом, данный момент в очередной раз засвидетельствовал один непреложный факт – у т.н. ПЦУ нет большой паствы. Кстати, подобная ситуация повторилась и на следующей день после "торжественной" встречи», - добавил владыка.
«Служба патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев т.н. ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации патриарху Варфоломею», - подчеркнул он.
«Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно – этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (т.н. Украинская автокефальная православная церковь – РНЛ) и УПЦ КП (т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата – РНЛ) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев», - сказал митрополит.
«И еще один важный момент. Визит патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ», - добавил он.
«Как отметил Думенко, приезд патриарха Варфоломея следует считать историческим. Более того, он окрылил т.н. ПЦУ в отношении вопроса "объединения" православных вокруг "Киевского престола". Что именно вкладывал в эти слова глава так называемой православной церкви Украины, показали дальнейшие действия сторонников данной структуры.
Приведу лишь несколько примеров: 12 сентября во Львове глава т.н. ПЦУ в окружении большого количества полицейских совершил так называемый чин освящения места строительства нового кафедрального собора своей религиозной организации. Сделано это было на захваченном у общины Украинской Православной Церкви земельном участке. При этом наши верующие выиграли все соответствующие судебные тяжбы у раскольников. Но, как мы видим, вердикты судов не стали каким-либо серьезным препятствием ни для местной власти, ни для т.н. ПЦУ на пути совершения незаконных действий», - отметил иерарх.
По его словам, еще более неприглядные события произошли в Винницкой области: 3 сентября сторонники т.н. ПЦУ захватили Иоанно-Богословский храм Тульчинской епархии УПЦ. В данном контексте отдельно хотел бы отметить тот факт, что за последние два с половиной года приверженцы т.н. ПЦУ не сподобились провести в селе ни одной своей "литургии". Согласно сообщению пресс-службы Тульчинской епархии, правонарушение стало следствием устного распоряжения представителей местной власти обеспечить "правильное" решение вопроса о храме. Другими словами – в пользу т.н. ПЦУ. Также на ситуацию повлияла реакция правоохранителей, которые, находясь на месте преступления, не помешали осуществлению рейдерской атаки. В свете этого мы призвали главу МВД взять под личный контроль расследование дела о захвате храма в Винницкой области. Стоит упомянуть и о возобновлении практики привлечения радикалов к давлению на каноническую Церковь. Так, 5 сентября "Правый сектор" (Запрещенная на территории России организация – РНЛ) провел во Львове акцию против строительства новых храмов для общин УПЦ, пострадавших от церковного рейдерства», - отметил владыка.
Он подчеркнул, что в последние годы мы живем в перманентном состоянии информационного давления на Церковь. За этим стоят одни и те же СМИ, которые с подачи своих собственников, а также ангажированных журналистов пытаются дискредитировать УПЦ даже без привязки к каким-то определенным знаковым событиям. При этом складывается впечатление, что у журналистов или иссякла фантазия, или они давно уже поставили кампанию по очернению канонической Церкви на конвейер, потчуя своих зрителей повторами одних и тех же провокаций. Иначе назвать то, что они демонстрируют, попросту нельзя», - добавил владыка.
«По моему глубокому убеждению, безосновательные решения по блокированию деятельности СМИ являются ударом по фундаменту, на котором стоит государство. Поскольку неправомерное ограничение свободы слова ведет к ограничению горизонта мысли общества. Утрамбовывание общественного сознания в узкий коридор конъюнктурных смыслов и стереотипов никогда не будет способствовать полноценному развитию. Это утверждение касается любой страны и любой действующей власти», - отметил он.
Иерарх напомнил, что еще во времена президентства Порошенко на Украине были приняты законы, которые в среде верующих получили название «антицерковных». Хотя они даже в большей степени антиконституционные и антинародные, чем антицерковные, заметил он.
«Среди них особое место занимает закон, направленный на лишение нашей Церкви ее официального названия. Как раз против него, а также других нормативных актов, нарушающих фундаментальные права граждан Украины, и была направлена акция, собравшая более миллиона подписей верующих УПЦ. Ее основной целью стало побуждение власти применить предоставленные ей законодательством права и отменить антицерковные законы. Тем более, что для этого были и есть все необходимые основания.
К сожалению, пока весь этот процесс завершился формальной отпиской. Но наша паства не намерена сдаваться в борьбе за свои права, а также свою Церковь», - подчеркнул митрополит Антоний.
Также он отметил, что без прямой поддержки власти проект т.н. ПЦУ забуксовал. «Не лучше дела для организации Думенко обстоят и на внешней арене, где только путем жесткого шантажа и давления со стороны могущественных светских сил удалось склонить малую часть поместных церквей к более или менее полноценному признанию украинских раскольников. И то – эти признания вызвали большие разногласия внутри церковных структур, поддержавших Фанара. Что, в свою очередь, существенно бьет по возможности дальнейшей легализации т.н. ПЦУ», - подчеркнул владыка.
«Помимо этого, - добавил он, - т.н. ПЦУ переживает свой собственный раскол. Филарет Денисенко воссоздает "независимый Киевский патриархат", поскольку считает, что томос подчинил украинских раскольников Стамбулу. Более того, он поставил под сомнение правомочность избрания Думенко главой ПЦУ. Ведь, как указывает "патриарх", Епифаний не был избран поместным "собором" т.н. ПЦУ. Что интересно – такую позицию поддерживает и ряд влиятельных "епископов" так называемой православной церкви Украины. Они считают, что были обмануты: в свое время им гарантировали проведение "поместного собора", по итогам которого мог появиться совершенно иной глава т.н. ПЦУ. На это накладывается и неустроенность административной жизни структуры, возглавляемой Думенко. Там до сих пор в рамках того или иного региона вынуждены уживаться одновременно сразу несколько "епископов". Понятно, что это приводит к конфликтам и неурядицам», - добавил архипастырь.
«Стоит также отметить, что определенная напряженность существует и в отношениях раскольников с Фанаром. Ведь не все в т.н. ПЦУ согласны с прописанным в томосе обязательством передать заграничные приходы под контроль Константинопольского патриархата. Именно поэтому сторонники созданной при поддержке Порошенко структуры ищут сейчас возможности для пересмотра выданного патриархом Варфоломеем указа. Тот же Всемирный конгресс украинцев уже поставил перед фанариотами вопрос расширения юрисдикции т.н. ПЦУ за пределы Украины. И вполне очевидно, что Константинопольскому патриархату это не очень нравится: тем самым подвергается сомнению закрепленное томосом главенство Фанара над т.н. ПЦУ, предполагающее лишь согласие украинских раскольников с теми или иными решениями управляющей ими "церкви-матери"», - продолжил он.
«Если же опять вернуться к чисто украинской проблематике, то к упомянутым проблемам можно добавить вызов внутреннего рейдерства. Раскольники не брезгуют отбирать имущество даже у своих вчерашних братьев. Так, например, 23 сентября в УПЦ КП заявили о попытке рейдерского захвата храма в Клавдиево-Тарасово Киевской области представителями т.н. ПЦУ во главе с "благочинным" Иваном Дзюбой. Впрочем, все сказанное выше меркнет на фоне того, что у т.н. ПЦУ наблюдается острый дефицит "священнослужителей". Суммируя, можно отметить, что украинский проект Фанара соткан из огромного количества противоречий, конфликтов и внутренних неурядиц. И поэтому, без поддержки власти, в стратегической перспективе он выглядит нежизнеспособным», - добавил владыка.
Он отметил, что в Александрийском Патриархате группа клириков подняла вопрос о переходе в другую юрисдикцию, поскольку не желает быть под омофором того, кто признал раскольников и тем самым сам переступил черту раскола.
«Недовольны антиканоническим шагом своего главы и в Элладской Церкви. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что в 2019 году бывшим митрополитам УПЦ, а ныне "иерархам т.н. ПЦУ" Симеону (Шостацкому) и Александру (Драбинко), которые находились, как указывалось в соответствующих анонсах, в "первом большом паломничестве в Грецию после признания т.н. ПЦУ Элладской Православной Церковью", было отказано в совершении литургии в храмах Элладской Церкви. Очень мощная оппозиция решению архиепископа Хризостома по украинскому вопросу наблюдается в Кипрской Церкви. В частности, митрополит Лимасольский Афанасий не считает Епифания каноническим предстоятелем по причинам, указанным в священных канонах. Более того, владыка, который обладает большим авторитетом в церковной среде, не согласен с признанием главой Кипрской Церкви т.н. ПЦУ, поскольку оно произошло без уведомления и без согласия Священного Синода», - заметил митрополит.
«Наша Церковь находится в постоянном контакте с Иерусалимским Патриархатом. Поэтому я бы не исключал проведения новых встреч в рамках "амманского формата". Тем более, что после завершения работы Архиерейского собора Русской Православной Церкви православному миру будет что обсудить», - отметил архипастырь.
«Что же касается спора между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, то, насколько мне известно, на уровне данных Церквей прорабатываются механизмы решения соответствующей проблемы. Будем надеяться, что все завершится ее полноценным урегулированием. Это очень важно, поскольку на фоне вызовов, которые генерируются на берегах Босфора для всей Вселенской Церкви, у нас попросту нет права на усугубление конфликтов», - подчеркнул владыка.
Также митрополит отметил, что карантин поставил перед нами ряд принципиальных вопросов. «В частности, мы впервые столкнулись с ситуацией, когда не из-за гонений или преследований, а из-за медицинских показаний были привнесены кардинальные ограничения в церковную жизнь. В первую очередь, я имею в виду проблему проведения богослужений с участием прихожан. В связи с этим и возникли определенного рода послабления. Например, Церковь разрешила оставаться дома и не ходить на те же воскресные литургии верующим, которые чувствовали хотя бы малейшее недомогание и могли стать причиной заражения других», - отметил он.
«В целом же, если вернуться к теме поста, то стоит отметить, что существенно возросла степень уныния людей. Этому способствовало много факторов. И появление новой тяжелой болезни, и введенные общественные ограничения, ударившие по благосостоянию большого количества семей, и общая неопределенность, связанная с непониманием сроков завершения эпидемии коронавируса. С другой стороны, эта тяжелая ситуация стала и хорошим уроком для всех нас. Не только в плане ответственности и заботы друг о друге, но и осознания того, что поистине важно. Ведь мы, например, привыкнув к постоянно открытым дверям храмов, стали прохладнее относиться ко многим моментам нашей духовной жизни. Среди прочего, речь идет об участии в таинствах. А коронавирус как раз дал нам понять, что мы можем в любой момент и надолго потерять из-за своей беспечности. Исходя из этого, надеюсь, что эта эпидемия встряхнет нас и заставит ценить каждое мгновение, проведенное в храме», - заключил митрополит Антоний.