itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рассвет прозаика

К 65-летнему юбилею председателя Союза писателей России, писателя Николая Фёдоровича Иванова

0
740
Время на чтение 5 минут

В 1987 году в московском издательстве «Современник» вышла первая книга писателя Николая Иванова «Рассветы Саура». В повестях о революции и войне в Афганистане, которые вошли в книгу, явлены многие художественные возможности и приёмы, которые в своём творчестве успешно использует и развивает автор и поныне. Стиль прозаика сложился уже тогда, в дальнейшем обогащаясь в соответствии с ходом времени, с тенденциями развития языка и неустанным личным культурным и гражданским возрастанием. Особенности стиля автора – динамичность и стремительность повествования, напряжённость прозы, лёгкость в изложении при драматизме происходящих событий, обилие точных деталей, сложный психологизм героев, показанный через их мысли, поступки, отношения. Иванов – офицер-десантник, военный журналист, участник боевых действий. По роду своих занятий он умеет чётко оценивать ситуацию, ясно смотреть на вещи, оперативно реагировать. Обладая большим непростым жизненным опытом – мудро и дальновидно подходить к принятию решений. Этими качествами наделены и его герои, советские ребята, отстаивающие интересы Родины в Афганистане, потом в Чечне, на Донбассе.

В этом критическом исследовании мы попытаемся разобраться в истоках художественного метода автора на примере одной повести с одноимённым названием книги «Рассветы Саура».

Следствием Саурской (Апрельской) революции в Афганистане в 1978 году стала гражданская война между правительственными войсками ДРА и вооружёнными бандформированиями моджахедов, поддерживаемых НАТО и Америкой. Ограниченный контингент советских войск был введён в Афганистан для защиты от внешнего воздействия. Но на деле приходилось решать и внутренние проблемы страны, раздираемой борьбой за власть. Герои повести, главарь душманов Мирза и его младший сын Ахмад, в священной войне за ислам, оказываются по разную сторону баррикад со старшим сыном Мирзы, лейтенантом Зухуром, возглавляющим отряд сарбазов, которые отстаивают новый миропорядок. Афганец Зухур выступает в коалиции с советским отрядом, но по характеру горяч, может рубануть с плеча и этим нарушить общие замыслы. Здесь в дело вступает командир десантного батальона, капитан Цветов. Комбату, помимо военных задач, приходится решать дипломатические. Он – представитель Союза, и по его поведению и поступкам местные жители будут решать: нужна ли им новая социалистическая власть? Дехканцы же очень консервативны. С раннего утра до поздней ночи они работают на крохотном клочке высушенной жарким солнцем земли, на поле совершая и намаз. Бай бывает и гневается, направляя поток воды, необходимой для хоть скудного плодородия, в пустыню, в песок. Однако, несмотря на своеволие бая Мирзы, они не спешат принимать от новой власти дарованную землю. Расправа может последовать незамедлительно. Мирза уже карал их соплеменников за то, что посмели «речи о новой власти слушать или плакаты революционные разглядывать». В наказание и наущение – вздёргивает на дыбу. Для исламиста — это страшная и позорная смерть: Аллах не принимает повешенных. Единственная возможность хоть как-то наладить контакт с местным населением – предоставить им квалифицированную медицинскую помощь. Чем и занимается советский военный врач Мартьянов.

В отряде лейтенанта Зухура тоже не все благополучно. Предателем оказался денщик Зухура Атикулла. Он самый обычный человек. Не понимает, зачем эта братоубийственная война. А дома голодают его жена и дети. Поэтому и решается, ради материальной выгоды, на измену хозяину Зухуру. Предательство спровоцировало ряд страшных, но закономерных событий: в плен к моджахедам попадает врач Мартьянов. Динамичны и напряжённы страницы повести, повествующие об операции по спасению боевого товарища.

Иванов – мастер портретов. Колоритны характеры героев. Врач Мартьянов решает взять на себя всю зону ответственности в лоне врага, и спасти этим своих сослуживцев. Психологически сильно звучит внутренний монолог Мартьянова, получившего от Мирзы ножевой удар. «Мне не больно… это ведь не самая страшная боль, - глядя прямо в чёрные глаза Мирзы, медленно заговаривал себя Владимир. – Бывает больнее, а здесь всего одна точка… Ничего… Потерпим-потерпим… Кажется, пошла кровь…Только не опускать глаза и не кусать губы…» Даже под страхом смерти русский солдат твёрд: Мартьянов отказывается лечить раненых душманов, потому что они поднимали оружие против его друзей.

По некоторым моментам повести читатель понимает, что командир Цветов чрезвычайно эмоционален и чувствителен. Он переживает болячки и недосыпы бойцов, тревожится за состояние подорвавшейся на мине овчарки Дика. Но нельзя давать волю чувствам. Надо действовать мудро, так как от него зависят не только жизнь товарищей, но и история, которая будет составлена после того, как советские войска покинут Афганистан.

Неоднозначен и психологический портрет главаря банды исламских экстремистов Мирзы. В жестоком убийце, для которого «язык проткнуть горячим прутом» - норма, вдруг просыпается жалость к советскому офицеру, потому что тот «худ и молод, как младший сын Ахмад». Чувство, конечно, сиюминутно, тут же он его и устыдился. Но здесь есть намётки перерождения от животного сознания к человеческому, предпосылки перехода борьбы от кровной мести к осознанному сопротивлению. Психологический штрих портрета Мирзы дан в самом начале повести посредством неосознанных жестов героя. «Рядом с его толстыми волосатыми пальцами села бабочка, и главарь неожиданным резким движением накрыл ее ладонью». А потом, рассуждая о мести родному сыну, «задумчиво отрывал крылья у пойманной бабочки».

Иванов – мастер детали. От его писательского взгляда не ускользает ни «якобы случайно просыпанная пшеница, сломанная ветка, стопка камешков» - ведь эти приметы могут быть способом обозначения заминированного пространства. Капитан Цветов «запивает кусочки тутового сахара чаем». Тщательное внимание к деталям служит единственной цели: ввести читателя в реальную обстановку событий, убеждая в достоверности.

Еще одна творческая авторская находка – «одушевление» предметов и явлений. Наиболее полно в этом качестве писатель раскрывается в последнем своём романе «Реки помнят свои берега», получившем национальную премию «Лучшие книги и издательства года – 2020». Там ветер, пламя, холод живут по собственным законам, иногда даже вступая в невербальный диалог или противоборство с человеком. В «Рассветах Саура» обозначенный приём выражен не так ярко, но всё же уже ощутимо. Здесь листок (документ на раздачу земли дехканам) «бился у дувала, всё хотел перепрыгнуть, перелететь через него». «Язычок в керосиновой лампе, почувствовав сквозняк, забился о стеклянную колбу». Потом стал «задыхаться, перебегать с края на край, хватаясь за жизнь». Огонек уловил состояние Мирзы, который мучился в этот момент сомнениями, злобой, ненавистью, разочарованием.

В небольшой по объёму повести Иванов смог дать правильное гуманно-патриотическое направление афганскому периоду в советской истории. Лейтенант Зухур ранен, а не убит пулей душмана, потому что в нагрудном кармане хранил книгу по истории, подарок командира Цветова, она и ослабила удар пули. Наши солдаты афганской войны извлекли уроки из истории Великой Отечественной. Взяв за пример опыт красноармейцев при штурме Берлина, ослепивших сотнями прожекторов ошеломлённого врага, они создали панику в рядах моджахедов, ослепив их фонариками, что повлияло на исход боя.

Бой в ущелье Гиндукуша в повести Иванова закончен нашей победой с небольшими потерями в рядах. Однако главарь банды душманов Мирза сбежал. Значит, бой продолжится – завтра, через года, десятилетия – в Афганистане, Сирии, Приднестровье, на Донбассе. Бой до победного конца. Чтобы «чистым и тихим утром» - последнее предложение повести «Рассветы Саура», сами солдаты и их дети проснулись без страха, радуясь миру.

Людмила Анатольевна Семёнова, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Семенова
«Под чистым небом» города Белгорода
Состоялся уникальный Всероссийский фестиваль патриотического кино
31.08.2023
22 июня
Документальная повесть об одном дне на Донбассе
29.06.2023
«Донбасская дуга: спецоперация продолжается»
В Союзе писателей России состоялась презентация уникальной книги, в которой преломляются события от начала СВО до осени 2022 г.
13.05.2023
«Прямая связь меж прошлым и грядущим»
В Московском Доме национальностей прошла литературная встреча, посвящённая русскому поэту Вячеславу Богданову
08.04.2023
Новый адрес Михаила Булгакова
Большой Афанасьевский переулок готовится к встречам почитателей и исследователей таланта автора «Дней Турбиных» и «Мастеры и Маргариты»
15.03.2023
Все статьи Людмила Семенова
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31