27 февраля в г. Йошкар-Оле состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Хафизитдиновские чтения «Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы», организатором которой выступило Региональное духовное управление мусульман Республике Марий Эл. Это первое научное мероприятие, проводимое в память о мусульманском богослове Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви (10.05.1827-26.02.1917). Мероприятие прошло в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл, сообщает наш корреспондент.
Работа конференции началась с чтения сур Корана и молитвы. После этого с приветственным словом от имени министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Константина Иванова выступила его заместитель Галина Ширяева, которая в своем выступлении сообщила, что на сегодняшний день в регионе действуют 157 религиозных организаций, из которых 103 – православные, 18 – мусульманские и 13 – марийской традиционной религии.
Поскольку Хафизитдиновские чтения являются межрегиональной конференцией, в ее работе приняли участие не только жители Марий Эл, но гости из других городов Приволжского федерального округа: Пензы, Уфы и Казани.
Имам-ахунд Пензенской области при Центральном духовном управлении мусульман, руководитель фонда «Булгар-тур» Ислям Давыдов рассказал о проблемах радикализма среди мусульман сегодня. «Есть некоторые «религиозные» в кавычках деятели, которые в роликах в Интернете проповедуют то, что нельзя считать религией», - с досадой отметил Ислям хазрат, намекая на проблему распространения радикальных толкователей религиозного вероучения ислама. Заметим, что он, как возглавляющий фонд, занимающийся организацией паломничества российских мусульман в Мекку и Медину, также стремится оградить паломников от влияния радикалов: верующих во время поездки в Саудовскую Аравию сопровождают имамы, которые не дают вести среди паломников из России пропаганду ваххабитам, когда они приезжают на Аравийский полуостров.
С основным докладом о личности богослова XIX – начала ХХ вв., в честь которого и названа конференция, выступил муфтий Марий Эл Фанус Салимгареев. Он рассказал, что Хафизитдин ибн Насретдин аль-Бэрэнгэви был имамом в селе Параньга (по-татарски звучит «Бэрэнгэ», отсюда и тахаллус «аль-Бэрэнгэви» у Хафизитдина ибн Насретдина; Параньга в настоящее время – поселок городского типа и райцентр Параньгинского района Марий Эл). В 18 лет он уезжает учиться в Бухару, где получает религиозное образование. Вернувшись домой, он становится знатоком Корана, а потом совершает хадж. Он сдружится с имамом Первой соборной мечети г. Казани, известным татарским богословом Шигабутдином Марджани (1818-1889), кого он будет считать своим учителем (тот давал ему уроки в Бухаре, где они вместе учились) и духовным наставником. В родном селе он проработает имамом до конца своих дней, напишет более 15 книг по богословию и истории. Его правнук Ахмад ибн Хафизитдин аль-Бэрэнгиви, который тоже будет работать имамом, напишет в 1909 году книгу «Тарихе Бэрэнгэви» («История Параньги»), где опишет биографию своего известного прадеда.
Муфтий Фанус Салимгареев сообщил, что проведением впервые Хафизитдиновских чтений не только будет дан толчок к изучению истории и современного ислама в Марий Эл, но и шире всего Поволжья.
Затем прозвучали выступления казыя (духовного судьи) РДУМ Марий Эл Ибрагима Шайхиева, имама г. Волжска Саида Абхалилова, представителя муфтията в поселке Красногорский Марата Гайнуллина. Все они говорили о том, что радикалы, используя исламскую религию, прикрывая ею свои действия, создают негативный образ ислама, который на самом деле проповедует миролюбие, отвергает террор и насилие.
Декан заочного отделения Российского исламского университета при Центральном духовном управлении мусульман Артур Ишманов рассказал об истории исламского образования в г. Уфа. В начале ХХ века в Уфе существовало медресе «Галия», которое в советское время было преобразовано в светскую школу. Практически весь советский период истории в Поволжье не было своего мусульманского религиозного учебного заведения. Готовить кадры духовенства можно было только в Бухаре в медресе «Мир-Араб» (короткий период существовало медресе в Ташкенте с 1956 по 1961 гг.), и то оно функционировать начало лишь с 1946 года, а набор студентов из Поволжья туда был крайне небольшой, поскольку медресе в Бухаре готовило имамов для всего Советского Союза. Только на закате советской эпохи в 1989 году в Уфе по инициативе верховного муфтия России Талгата Таджутдина было открыто медресе им. Ризаэтдина Фахретдина (его первым директором был Касим Салимов). Затем медресе было преобразовано в Российский исламский университет: в 2000-2014 гг. его ректором был Ринат Раев, муфтий Челябинской и Курганской областей, с 2014 г. и по настоящее время ректором работает Артур Сулейманов.
В РИУ ЦДУМ имеются три факультета. На сегодняшний день в нем очно и заочно обучаются 772 студента. Всего с 1989 года из его стен выпустилось 2000 человек.
Заместитель директора Республиканского центра татарской культуры Равия Мусина рассказала о ситуации с татарским языком в Марий Эл. По ее словам, общая для всей страны тенденция уменьшения сельского населения путем его оттока в города и естественной убыли происходит и в татарских деревнях Марий Эл: население в них сокращается. Соответственно, исчезновение сёл, которые всегда считаются очагами национальной культуры и национального языка, приводит и к потере этих ценностей. Обучение в школах татарских деревень ведется на русском языке. В результате эти факторы приводят к тому, что татарская молодежь уже не владеет татарским языком. В итоге, по ее мнению, только в 3% татарских семей Марий Эл дети сегодня говорят на татарском языке.
Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов выступил с докладом «Исламистские радикальные течения на территории Поволжья: виды, деятельность, меры противодействия». За последние тридцать лет постсоветского периода новейшей истории России в духовной жизни страны прошли два параллельно развивающихся процесса: возрождение традиционных религий и духовная экспансия новых религиозных движений. Проникновение последних с территории стран Ближнего Востока среди коренных мусульманских народов России в постсоветский период происходило несколькими путями. Во-первых, путем приезда иностранных проповедников (в качестве таковых могли быть арабы, турки и др.), которые воспринимались в качестве носителей «чистого» ислама, у которых следует учиться исламскому вероучению. Естественно, что их интерпретация ислама носила порой радикальный и в несвойственном для татарского населения уважительном отношении к иноконфессиональному окружению. Во-вторых, в условиях дефицита религиозной литературы об исламе произошел массовый выпуск книг зарубежных авторов, некоторые из которых придерживались деструктивных позиций в трактовке положений ислама. В-третьих, источником распространения нетрадиционных для российских мусульман форм ислама также является обучение в вузах Ближнего Востока и в тех российских медресе, которые открылись при финансовом влиянии со стороны арабских благотворительных фондах или где обучение велось по учебникам с ваххабитской трактовкой исламского вероучения. Среди последних можно назвать медресе «Йолдыз» (Набережные Челны), «Рисаля» (Нижнекамск), «Аль-Фуркан» (Бугуруслан). Все они в конечном счете были закрыты. В-четвертых, организационный раскол в среде мусульман, который в итоге привел к дроблению муфтиятов, чем также пользуются ваххабиты: если не получается закрепиться в мечетях одного муфтията, потому что его муфтий не позволяет этого делать, то они легко могут перевести мечеть в юрисдикцию другого муфтията.
Раис Сулейманов предложил классификацию тех течений ислама, которые появились в Поволжье в постсоветский период:
1) арабского происхождения: ваххабизм, запрещённые в России и признанные террористическими организациями «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», «Братья-мусульмане», «Такфир валь-Хиджра», «ИГИЛ»;
2) турецкого происхождения: «Сулейманджилар», «Эренкёй», «Исмаил ага», запрещенная в России и признанная экстремистской организация «Нурджулар» и ее ветвь «Хизмет» (последователи Фетхуллаха Гюлена);
3) пакистанского происхождения: запрещенная и признанная экстремисткой организация «Джамаат Таблиг».
Религиовед обратил внимание, что и мусульманская умма Марий Эл также испытала на себе влияние некоторых из них. Он напомнил про Павла Печенкина из г. Волжска, который, примкнув к ваххабитам из Дагестана, был причастен к теракту в Волгограде в 2013 году, не забыл рассказать про помощника имама одной из мечетей поселка Параньга Фарида Сафина, который в 2016 году собирался уехать в Сирию для участия в боевых действиях в рядах ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. – РНЛ).
Сулейманов считает, что мерами противодействия радикализму остаются как силовые (действия правоохранительных органов), так и просветительские. К последним он отнес повышения квалификации духовенства, приоритетное обучение в российских вузах, пропаганда традиционного для России ислама, работа с молодежью и мигрантами.
Сотрудник Центра по противодействию экстремизму МВД по Марий Эл Рамиль Сафин рассказал о профилактике экстремизма в регионе.
Аспирант Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Василий Иванов свое выступление посвятил роли татарского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012) в противодействии псевдорелигиозным течениям среди мусульман Поволжья, появившимся в постсоветский период.
Таким образом, Хафизитдиновские чтения, которые были впервые проведены в Йошкар-Оле и, вероятнее всего, ожидают быть ежегодными, стали важной площадкой для обсуждения актуальных вопросов по истории и современному положению мусульман Марий Эл и шире – Поволжья.
Выступает муфтий Марий Эл Фанус Салимгареев