В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33)
Геополитический удар, который США нанесли России через патриарха Варфоломея посредством проекта украинской «автокефалии», является сильным, болезненным, долгосрочным, историческим. Он принесёт ещё большие страдания, скорби и тяжкий крест православным украинцам.
Есть два подхода к осмыслению [этого] явления: геополитический, который раскрывает видимый смысл (светский, поверхностный, горизонтальный); и теополитический - который раскрывает сущность.
Мир закономерно ошибается, когда пытается по-светски объяснить церковные явления. Мир закономерно грешит, когда пробует использовать Церковь для своих светских (то есть нецерковных, антицерковных) целей. Потому что Церковь - это Богочеловеческое учреждение. Она побеждает мир, даже когда она унижена, страдает и распята - и именно когда она унижена, страдает и распята. Нет непострадавшего христианского святого.
Церковные события в Украине прискорбны, но они предвещают конец одного векового пагубного отклонения в истории земной Церкви - секулярного, модернистского, экуменического, продажного, отступнического, [полного] самообмана, самодовольного... Это смертоносное в своей банальности отклонение олицетворяется сегодня патриархом Варфоломеем, но мы называем это мелетизмом - по его «отцу» Мелетию (Метаксакису).
Наиболее опасный враг земной Церкви - не яростные атеисты-гонители, а тихий секуляризм: тысячелетний, всепроникающий, энтропийный.
В последние века вместо того, чтобы воцерковлять мир, земные церковные институции становятся всё более мирскими. Мы, Божий народ, становимся более мирскими. Этот процесс протекал, нарастая, в целом более тысячи лет и особенно в последние столетия. Апогей был достигнут после Второй Мировой войны.
Ключевым является 1948 год, когда кристаллизовался послевоенный новый мировой порядок. Тогда столкнулись два светских политических проекта относительно Православия.
С одной стороны большевик Сталин, на крыльях победы над нацизмом, пытался созвать в 1948 года Всеправославный собор и сделать Москву первенствующей в Православной Церкви - для того, чтобы использовать её для своих целей. Этот проект скоропостижно провалился.
С другой стороны масон Трумэн, с головокружением от ядерной монополии (всемогущества, безнаказанности) США, решил подчинить Константинопольский Патриархат для своих целей. Он сверг патриарха Константинопольского Максима V и демонстративно назначил на его место своего американского собрата Афинагора (1948 г.). Также в 1948 году и с теми же целями Трумэн создал так называемый Всемирный совет церквей (ВСЦ), в который включает и подвластные ему («капиталистические») православные Церкви. Проект Трумэна преуспевал (Афинагор породил Димитрия и Варфоломея) - до 2016 года...
В 1961 году, с головокружением от успехов СССР в космосе, убеждённый атеист и энтузиаст Никита Хрущев решил использовать Церковь в своих антизападных целях. Он включил Московскую Патриархию и подвластные ему («социалистические») православные Церкви в ВСЦ. Он сделал это не из любви к Православию, которое презирал, а в качестве политического инструмента, который должен поспособствовать мечте о победе «коммунизма» в 1980 году.
Церковная «доктрина Хрущёва» закономерно провалилась. Измельчавшие у себя дома «социалистические» архиереи дружно благоговеют перед своими пресыщенными западными коллегами, становятся зависимыми от них...
«Коммунизм» рушится - и в 90-х годах весь бывший соцлагерь (включая ельцинскую Россию) стал прямым вассалом Запада. Церковное поле битвы остаётся за «доктриной Трумэна» об американской власти над Православием через Фанар и ВСЦ.
Секулярный дух лукав и могуч. Он не служит Сталину, Трумэну, Хрущёву - они служат ему. Он не хочет как они - овладеть миром (в том числе используя Церковь). Он хочет несравненно больше: овладеть Церковью, используя мир. Чтобы её обмирщить. Мирской дух хочет овладеть земной Церковью изнутри - проникнуть в крепость её канонов и догматов. Он планирует это сделать через мирской «Всеправославный Собор», задуманный патриархом Мелетием (Метаксакисом) в 1923 году и стимулированный патриархом Афинагором (1961 г.). Этот собор должен был быть «срочно» проведён при патриархе Димитрии, но был сорван прп. Иустином (Поповичем) в 1977 год. Наконец, при патриархе Варфоломее сомнительный собор был совсем, совсем на пути к осуществлению в 2016 году на Крите. Но произошло Божье чудо и он провалился...
Крит был главной опасностью для современного Православия, потому что (почти!) подвёл торжественно всё земное руководство Церкви к тому, чтобы совершить единое лжесоборное богоотступничество. Вслед за тем, на вершине «успеха», превратить собор в регулярный, постоянный... Затем, в 2025 году (юбилей Никейского Собора), созвать ещё более великий собор, на котором должна быть преодолена «ненависть», победить «любовь» и сбыться мечта нечестивых - «объединение церквей». Кстати, такое «объединение» одобрено большинством в мире: всеми секуляристами, псевдоцерковными, квазицерковными, теплохладными [людьми], учёными, неверующими...
Чудо с провалом на Крите в 2016 году испортило этот ядовитый самообман.
По мирским меркам угроза геополитического удара по Москве через украинскую «автокефалию» («месть» за Крит) страшна. Патриарх Кирилл, кажется, совершил политическую ошибку и поставил себя в ещё более слабую позицию, когда отправился в Стамбул для разговора с патриархом Варфоломеем об Украине. Он вернулся не только с пустыми руками, но и был унижен из-за своего бессилия. Но, может быть, эта «ошибка» и «бессилие» окажутся промыслительными.
Патриарх Варфоломей посчитал себя «сильным» и нанёс «удар». Высокомерно решил, что именно через его неминуемую «победу» на Украине он поразит Москву в сердце. И так он смоет позор Крита, утвердит себя как «первый без равных» и властелин Православия...
Но. Теополитика не просто более достоверна, чем геополитика. По сути она является единственно достоверной. Мировая геополитика - это самообман, утопия, призрак - как коммунизм, как капитализм, как мировое господство. Теополитический результат геополитического действия всегда парадоксален для мира.
Кризис на Украине может пробудить Русскую Церковь - от самообмана светских утопий, самоубийственной «дипломатии», распущенности экуменизма и ВСЦ - для её истинного призвания. Она уже говорила недипломатично (жизнь Церкви - не дипломатия, а истина). В этом мире всепоникающего «фейка» малое стадо неодурманенных людей является опорой не для «великого и святого» церковного «фейка» (Крит, Фанар, ВСЦ и т.д.), а для святости и истины. Церковь - последняя крепость истины.
Не Русская Церковь должна быть орудием государства, а Российское государство должно быть орудием Церкви, то есть Бога. Потому что Русская Церковь не есть русская, а Божия. Церковь не принадлежит России, но Россия принадлежит Церкви
Георгий Тодоров, болгарский церковный публицист
Источник: «К - журнал для критики, дебатов и культурных удовольствий» (Болгария).
Опубликовано на сайте Аналитического центра свт. Василия Великого, перевод Евгения Иванова.
Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и вставлены переводчиком для более точной передачи смысла.
2. Ответ на 1., влдмр:
1. Re: Украинская геополитика и Теополитика