Протоиерей Игорь Мазур принадлежал к поколению священнослужителей, на долю которых выпали годы исповедничества, испытаний и гонений. Однако он всегда следовал завету своего духовного наставника «никогда ничего не бояться и не стыдиться, всегда быть твердым в вере и убеждениях». Он оставил ценные воспоминания о святителе Луке (Войно-Ясенецком) и времени своей молодости, а для новых поколений священнослужителей сам стал примером верности пастырскому долгу. Господь сподобил отца Игоря праведной кончины в ночь на Светлое Христово Воскресение, удостоил Пасхи вечной.
Отпевание новопреставленного протоиерея Игоря Мазура возглавил 4 мая после Божественной литургии в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице митрополит Феодосийский и Керченский Платон. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» выборку из готовящейся к печати книги о приснопоминаемом протоиерее Игоре Мазуре, подготовленную известным публицистом, главным редактором журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» Людмилой Ильюниной.
Будущий батюшка отец Игорь Мазур родился в пути 5 июня 1940 года. Роженице пришлось внезапно сойти с поезда. Потому в свидетельстве о рождении Мазура Игоря Афанасьевича стоит совершенно случайное место – г.Литины Виницкой области.
Батюшка не помнил, подробностей тягот военной жизни. Знал от матери, что очень голодали, и что от голода умер его самый младший братик.
Мы можем предположить, что очень намучилась семья на севере не только от военных лишений, но и от северных холодов. Во всяком случае, потом на протяжении десяти лет маленький Игорек, а потом подросток Игорь Мазур путешествовал с мамой по южным краям. Украина, где жили родители мамы, Грузия, Крым. Батюшка не охотно вспоминал о разводе родителей, сообщил только, что отец был поляк и фамилия Мазур – польская. Тяжело батюшке было вспоминать и о том, что его родные братья были отделены от семьи, когда ему с матерью из-за болезни глаз пришлось уехать на юг, а братьев оставили на севере. Только через 10 лет семья воссоединилась.
Детская фотография. Мальчик лет пяти. Нетрудно узнать будущего отца Игоря. Свет, покой и скромность излучает этот облик. «Кого Бог предузнал, того и предызбрал…» В 1947 году Игорь с мамой поселились в Симферополе, жили в небольшом домике, где все относились друг ко другу по-родственному.
Там была у них верующая соседка, она позвала мальчика в храм, он не отказался и пошел, а потом уже ходил самостоятельно. Хотя это было небезопасно: перед церковными воротами почти всегда дежурили комсомольские активисты, которые не пускали в храм молодежь и родителей с детьми. Кроме того, старались сообщить «о религиозниках куда надо». Донесли и на Игоря, его стали преследовать в школе: ребята обзывали «попом», смеялись и глумились над верой, педагоги собирали педсоветы и требовали от юного исповедника отречения. Удостоил своего внимания ученика седьмого класса и сам уполномоченный по делам религии в Симферополе. Он вызывал юношу к себе не один раз, грозил ему «смертными» муками» и требовал отречения. Но устрашить он его не смог, в то время за его спиной уже стоял сильный заступник и молитвенник – великий святой нашего времени святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Верность Игоря храму Божиему обратила на него внимание секретаря епархии отца Валерия, он призвал юношу к участию в богослужении. Так Игорек (как все звали батюшку в детстве и в юношеские годы) стал чтецом в Троицком храме в Симферополе и теперь входил в храм не через главный вход (где ему все время чинили препятствия), а через понамарку. Разглядев в юноше особое духовное горение, отец Валерий однажды сказал ему: «Тебе нужно сходить на беседу к владыке. И просить благословения на учебу в семинарии». Игорь еще и до личной беседы относился к святителю Луке с особым трепетом и почтением: когда владыка возглавлял богослужение, душа чувствовала особый полет его молитвы, которая поднимала от земли и всех собравшихся в храме. Особенно трогали душу проповеди святителя Луки. В семинарию владыка поступать благословил, и подписал рекомендацию и еще раз сказал: «Ничего не страшись, не бойся. Тебе будут угрожать, а ты не бойся. Помни, что Бог всегда рядом, молись Ему. Он слышит молитву, обращенную от сердца, и всегда поможет. Почаще общайся с Богом: по улице идешь, едешь куда-то говори в сердце с Богом».
Год спустя после первой встречи семинарист Игорь Мазур еще дважды побывал у святителя Луки. И услышал от него пророчество на всю жизнь: «Ты кончишь семинарию, поступишь в Академию, потом пойдешь в армию, кончишь Академию, а до этого женишься. У тебя будет четверо детей. Ты будешь служить на разных приходах. Все будет хорошо. Ничего не бойся». Все, сказанное Святителем, сбылось до мельчайших подробностей.
Семинаристу Игорю Мазуру посчастливилось быть на погребении святителя Луки в Симферополе. Можно сказать, что Святитель сам призвал опекаемого им много лет юношу: он приехал в Симферополь на каникулы, надеялся повидаться в очередной раз со своим духовным наставником. И вот на следующий день, после приезда Игоря в Симферополь, пришло известие – владыка скончался, произошло это 11 июня 1961 года.
Владыка Лука благословил Игоря Мазура на поступление в ближайшую в то время к крымским пределам Ставропольскую духовную семинарию, как и многие духовные школы открывшуюся благодаря смягчению политики государства по отношению к церкви во время Великой Отечественной войны. Приехал Игорь в Ставрополь в 1958 году и стал учащимся старейшего духовного учебного заведения Северного Кавказа. Проучиться в стенах семинарии, основанной святителем Игнатием Брянчаниновым, Игорю Мазуру пришлось всего один год – так как уже летом 1960 года она была закрыта. За короткое время пребывания на Кавказе Господь послал своему будущему служителю встречу, определившую всю жизнь. Здесь он встретил того, кто стал его наставником, его духовным отцом на долгие годы – старца Самсона (Сиверса).
Ставропольскую семинарию не просто закрыли, а слили с Саратовской, учащихся отправили продолжать обучение в Саратов, среди них был и второкурсник Игорь Мазур. В Саратове Игорю так же пришлось проучиться совсем немного – и эта семинария вскоре была закрыта. Недоучившихся семинаристов направили на продолжение обучения в город на Неве. В то время по всей стране прошла волна очередного наступления на Церковь - повсеместно закрывались семинарии, монастыри, храмы. После окончания Ленинградской духовной семинарии, через полтора года обучения в Академии учащийся второго класса Игорь Мазур на три года был отправлен в армию. Во время службы в армии будущий пастырь проявил те качества, которые потом будут отличать его, как священника, преподавателя и духовника – выдержку, терпение, мудрость и доброе отношение ко всем окружающим и непоколебимую веру в Бога, Который печется о каждом человеке.
По возвращении из армии, закаленный нападками, которые ему там пришлось пережить, будущий священник уже не боялся того, что его постоянно стали вызывать в КГБ, в так называемый «большой дом» и «вербовать»: «Расскажи, о чем разговаривают твои друзья? Смотри, не будешь рассказывать, поплатишься. Мы выбьем из тебя поповскую дурь». Но всегда в таких случаях Игорь вспоминал слова святителя Луки: «Ничего не бойся!», а порой и явно чувствовал его присутствие. «Опричники» даже удивлялись: «Куда ты смотришь? Что ты там видишь?» Батюшка с полной убежденностью свидетельствовал: «Я знаю, что владыка за меня молился, и потому у меня никогда не было страха. Я никого не предал и не оговорил ни разу в жизни. А действовал, как меня научил владыка: “Ничего не помню, ничего не знаю, сказать ничего вам не могу“. А в ответ на угрозы - молчок».
Учась в Академии и став священником, отец Игорь ездил за советом к старцам прп.Семеону в Печеры, к отцу Савве (Остапенко), старцу Николаю Гурьянову, старцу Петру Серегину в Пюхтицы, продолжал ездить к старцу Самсону, оставаясь его духовным чадом до самой кончины старца в 1979 году.
После окончания Духовной Академии в 1969 году митрополит Никодим (Ротов) благословил отца Игоря остаться в Alma mater преподавателем семинарии и академии. Первым предметом, который преподавал отец Игорь в семинарии, был «Церковный устав», потом к нему прибавились «Литургика», «Гомилетика», «Каноническое право», «Пастырское богословие». Последний предмет был самым любимым, как для самого отца Игоря, так и для его слушателей, потому что преподавал он не формально, а болел душой о том, какими будут молодые пастыри. Он приводил им примеры-образы тех «пастырей добрых», с которыми встречался в своей жизни, рассказывал о своей пастырской практике, обязательно ориентировал на то, чтобы искать ответы на все вопросы в Священном Писании и трудах святых отцов, но главное – он сам был ярким примером доброго пастыря.
Одновременно с преподавательской деятельностью отец Игорь проходил служение в разных храмах Санкт-Петербурга. В архиве Санкт-Петербургской Епархии по личному делу отца Игоря Мазура можно проследить его священнический путь по годам. В 1962 году он закончил Ленинградскую Духовную семинарию, в 1970 г. – Духовную академию. С 1968 года исполнял послушание псаломщика в Александро-Невской Лавре. 9 октября 1968 года рукоположен во дьяконы в храме академии св. ап. и еванг.Иоанна Богослова в Духовной Академии митрополитом Никодимом (Ротовым). Дьяконское служение в течение двух неполных лет отец Игорь совершал в храме Кулич и Пасха, в храме Смоленской иконы Божией Матери, в Александро-Невской Лавре. 2 августа 1970 года митрополитом Никодимом (Ротовым) рукоположен во иереи в Троицком соборе Лавры. В 1971 году иерей Игорь Мазур стал настоятелем Никольского собора и был им два с половиной года. В 1973 году недолго служил в Лавре. В том же году назначен настоятелем в Коломяги в Дмитриевскую церковь, это послушание с небольшим перерывом совершал десять лет.
В 1974 по распоряжению Патриарха Пимена отец Игорь Мазур был возведен в сан протоирея. В 1975 году назначен настоятелем в «Приход Ксении блаженной», в Смоленскую церковь.
С 1983 года – священник в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 1988 года указом митрополита Алексея назначен настоятелем. В 1990 году был членом Епархиального Совета.
За датами постоянных перемещений отца Игоря с прихода на приход скрывается факт трагической зависимости церкви от власти уполномоченных по делам религии. Можно просмотреть послужной список любого священника советского времени, чтобы убедиться – никого из них долго на одном приходе не оставляли.
С Троицким собором Александро-Невской Лавры во время настоятельства там протоиерея Игоря Мазура были связаны значимые для всего города духовные события. В 1990 году широко праздновался 200 летний юбилей храма. Главным духовным событием для всего города стала передача мощей небесного покровителя Лавры, которое произошло 3 июня 1989 года. Крестный ход тогда собрал тысячи верующих. В 1990 году в Троицкий собор из Музея атеизма так же были переданы мощи соловецких угодников – преподобных Зосимы и Савватия и Германа, а также резная деревянная икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, очень почитаемая в народе.
Но самым памятным событием в истории Троицкого собора Лавры было перенесение обретенных в запасниках музея религии и атеизма (недействующем Казанском соборе) мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году.
В Троицком соборе был очень большой штат служащих людей (кроме клира), многие из них и сейчас вспоминают о благодатной атмосфере в соборе – людей связывала дружба, всем приходом часто куда-то ездили. Все: и уборщицы, и свечницы, и священнослужители, и их родственники. Отец настоятель поддерживал дружески-братские отношения на приходе. Хотя кое-кого ему пришлось убрать, чтобы не сеяли смуту, и люди эти затаили на батюшку зло. В архиве епархии можно прочесть донос, написанный вполне в стиле Михаила Зощенко. 6 марта 1996 года по этому доносу отец Игорь был снят с должности настоятеля Троицкого собора Александро-Невской лавры. Несколько недель ждал он своей участи, которая зависела от решения Епархиального совета, так как на него были возведены серьезные обвинения. Результатом нервного напряжения стал инсульт.
6 апреля 1996 года протоиерей Игорь Мазур был зачислен в штат храма Духовной Академии, где он продолжал преподавать во все годы своего настоятельства в различных храмах города.
24 марта 1997 года было получено новое назначение – утверждение в должности настоятеля храма Святителя Петра Митрополита Московского на Роменской улице. Храм этот, который до революции был подворьем женского Творожковского монастыря, был передан епархии в 1994 году, но не нашлось никого, кому было бы под силу взяться за его восстановление. Когда отец Игорь пришел на Роменскую, перед ним предстала «мерзость запустения», - здание и внутри и снаружи было в аварийном состоянии, отопления в нем не было. Но батюшка первым делом, как он говорил: «Поставил столик и стал служить». Прихожан почти не было. Мало кто в городе знал, в какое захолустье перевели уважаемого профессора Духовной Академии, бывшего настоятеля самого большого действующего храма в Санкт-Петербурге протоиерея Игоря Мазура. Но Господь не оставил своего верного служителя вскоре появились доброхоты, «богатые люди и власть имущие», как говорит отец Игорь. Они сказали: «Батюшка, вы не волнуйтесь, только нанимайте строителей, а мы все оплатим». И действительно, храм стал быстро восстанавливаться и заполнился прихожанами.
Последние слова, которые мы записали при встрече с отцом Игорем, теперь звучат, как его завещание: «Нельзя расслабляться, нужно все время помнить, что наше наименование верующих церковных людей не спасает нас от козней дьявольских, они реально существуют. А еще это значит, что надо помнить, что мы в течение жизни меняемся, часто незаметно не в лучшую сторону. Нас хвалят, нас превозносят, и мы можем потерять бдительность, забывать следить за собой – какие мы. Многие из тех, кто в храм ходят, по сердцу, по жизни могут оказать совсем не христианами». «Не переживайте. Главное не волноваться, а верить, что Бог поможет. И все будет, как Бог благословит. Бог благословит быть мучениками, будем мучениками. Как было в первые века христианства и у нас недавно – христиан били, убивали, а они не малодушествовали, потому что знали, что так Бог благословил, и шли на смерть. Потому обязанность Церкви предупреждать, чтобы люди ничего не боялись – без воли Божией ничего не совершается. А когда мы забываем о том, что миром управляет Промысел Божий, то мы постоянно волнуемся, переживаем, нервничаем. А потом начинаем всех вокруг обвинять, и иногда доходим и до того, что Бога начинаем обвинять. А надо всегда говорить: ”По делам своим приемлю“ – и на душе спокойно будет».