Проводимая Центробанком с 2009 года политика снижения ставки рефинансирования оказывает влияние на процентные ставки коммерческих банков, однако недостаточное. Процентные ставки колеблются от 20 процентов и выше в зависимости от региона. Большинство предприятий реального сектора экономики не в состоянии использовать столь дорогие банковские средства. За последний год темпы роста кредитования корпоративного сектора упали с 26 до 12,7 процентов. Такая тенденция сохраняется и в этом году, констатировала спикер Совета Федерации.
В связи с этим она считает необходимым внести изменения в Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)», направленные на усиление ответственности Банка России за обеспечение экономического роста. Центробанку стоит дать право оказывать влияние на банки с государственным участием и косвенно воздействовать на размеры процентных ставок при выдаче кредитов реальным секторам экономики. Такое решение в комплексе с другими мерами сделают кредиты более доступными для предприятий и предпринимателей, позволят повысить деловую активность в стране. Решать задачу повышения эффективности системы банковского регулирования и надзора предстоит новому руководителю Центробанка, которым должна стать Эльвира Набиуллина.
Прокомментировать предложение Валентины Матвиенко, а также выдвижение Президентом Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка мы попросили известного экономиста, д.э.н., профессора МГИМО Валентина Катасонова.
То, что Э.Набиуллина после поддержки Государственной Думой президентского решения займет кресло руководителя Центробанка, если не будут внесены никакие поправки в закон о Центральном банке, ровным счетом ничего не изменит. Если не прописать в законе о Центробанке, что он отвечает не только за обеспечение стабильности денежной единицы - рубля, а еще и за экономическое развитие, за занятость и другие параметры реального сектора экономики, то тогда ничего не изменится. Это мое железное мнение, потому что сама по себе Набиуллина - человек новый в Центробанке и, надо сказать, что реальные решения при С.Игнатьеве принимали его первые заместители, поэтому, на сегодняшний день может быть такая ситуация, что реальные решения будут принимать зампреды, прежде всего, А.Улюкаев, а она будет царствовать, но не править.
Я оцениваю достаточно пессимистично принятое Президентом решение, если за ним не последуют другие решения, но я не знаю, кто их будет инициировать (имею в виду поправки к закону о Центробанке). Без этого ничего не поменяется. Я в свое время говорил, что даже если состоится такое невероятное решение, что С.Глазьев займет пост председателя Центрального банка, но при этом не будут изменены полномочия банка, то Глазьев быстро потеряет свой рейтинг популярности, не справившись с этой ситуацией.
Тем более, не надо забывать, что сейчас в Государственной Думе и Администрации Президента активно прорабатывается проект реорганизации управления финансовым сектором. Есть идея создания финансового мегарегулятора. Одно время думали, что таким мегарегулятором будет Федеральная служба по финансовым рынкам, теперь принято решение, что это будет Центральный банк. То есть, Центробанк будет контролировать весь финансовый сектор: и фондовые рынки, и страховой бизнес. Это рискованная идея, поскольку, если Центральный банк будет мегарегулятором финансов государства и при этом будет абсолютно независим от государства, мы окончательно потеряем государство.
И не так важно, кто будет занимать кресло председателя Центрального банка России, гораздо важнее, какие у него будут полномочия. А их человек, занявший кресло, сам себе выдавать не может, это должны делать государственные органы управления.
В.Матвиенко совершенно правильно упомянула в недавнем заявлении, что ответственность Центробанка повышается в связи с тем, что он становится мегарегулятором. Некоторые говорят, что Набиуллина - чисто номинальная фигура, фактически Президент через нее возьмет Центральный банк в свои руки, но это будет сделать достаточно сложно. Все сконструировано таким образом, что есть Национальный банковский совет.
С моей точки зрения, не так много поправок надо вносить в закон о Центробанке, достаточно предоставить Национальному банковскому совету необходимые полномочия. Это высший орган управления, который сейчас исполняет роль декоративной надстройки над Центробанком. Он разбирает второстепенные вопросы, но не решает принципиальные вопросы кредитно-денежной политики и не вмешивается в вопросы, связанные с управлением золотовалютных резервов Центробанка.
3. re: Валентин Катасонов.
2. Re: Валентин Катасонов: «Не так важно, кто будет занимать кресло председателя Банка России»
1. ЦБ России, как главный проводник политики США