Естественно, что этот «праздник жизни» всегда быстро заканчивается. Мы помним многотысячные собрания, проходившие в Москве и других городах. Люди чего-то ждали. Для многих жизненной позицией стало презрение к отечественной истории и родной культуре. Говорили, что Россия – это страна тысячелетнего рабства, где нет ничего хорошего. Но, как с блудным сыном, так и со многими людьми, кто был очарован, прельщен рекламой, обещавшей счастливую, сытую жизнь, такую же, как на западе, вскоре произошло разочарование.
Встал вопрос, что делать дальше? Смириться, что мы будем вечными аутсайдерами или постараться что-то изменить? Первое ощущение, которое возникло, и сегодня нам навязывается западом, что мы обречены на неудачу, на вымирание. Некоторые публицисты любят бросаться фактами о зашкаливании у нас потребления алкоголя, о кризисе демографии, «подкрепляя» ими тезисы о том, что ничего изменить уже нельзя, надо смириться, мы вымираем.
Но из притчи мы видим, что «придя в себя» блудный сын проявляет решимость, он возвращается домой, к своему отцу. И он даже не думает, чтобы требовать от отца что-то, потому что все, что было потребовано, все наследство он промотал. Сын возвращается к отцу в надежде, что отец примет его хотя бы как наемника. Это важный урок для каждого из нас. Урок того, что даже в самой сложной ситуации мы не должны предаваться унынию. О важности решимости есть замечательные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Дерзновение – великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или войне смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса, а в духовной брани и тем паче».
Здесь очень важный момент, который показывает нам, в каких случаях Бог напрямую участвует в жизни человека, а в каких случаях он дает ему свободу. Тут мы видим, что Бог дает человеку полную свободу. Он дает право решать, он его не осуждает, не ограничивает в своей свободной воле. Человек получает это наследство, идет туда, куда считает нужным, он делает со своим богатством, что считает нужным, и остается наедине со своими страстями. Момент, когда отец (Бог) выходит навстречу человеку – это тот момент, когда человек сам идет навстречу Богу. Ключевой момент, когда блудный сын возвращается домой, навстречу отцу, то и отец выходит ему навстречу. Это здесь главное.
Важно уметь прощать, и мы готовы простить человека, который просит прощения. Но иногда нами пытаются манипулировать и в тех случаях, когда никто прощения и не просит, говорят, что надо простить преступников. Человек сам должен идти на встречу, иметь желание изменить свою жизнь. Это важный момент встречи с Богом – покаяние. Когда такое желание есть, то Бог делает шаг навстречу ему и принимает человека не просто как наемника, а сына и наследника.
В этом уникальность христианской религии, потому что мы обращаемся к Богу как к небесному Отцу. Мы являемся Его наследниками. В этом у нас принципиальная разница в отношениях между человеком и Богом, по сравнению с другими верованиями, где Бог далек от людей. В христианстве Сам Христос приходит и становится одним из нас, чтобы нас спасти.
Притча о блудном сыне – это еще и хороший пример того, как мы не должны осуждать, потому, как помимо истории с младшим сыном, мы узнаем историю со старшим сыном. Проблема его в том, что, хоть он и был послушным, был все время с отцом, но не имел милосердия. Он позавидовал младшему брату и упрекнул отца в излишне добром отношении к тому. Это проблема для многих церковных людей, потому что, к сожалению, мы не всегда бываем милосердны и внимательны к окружающим, к тем, кто только начинает церковную жизнь. Эта ревность постоянно присутствует в среде церковных людей и тихо тлеет между разными группировками. Мы забываем, что находимся в Церкви, и каждому из нас этим надо дорожить. Мы должны научиться проявлять любовь к своим ближним и ко всем, кто идет путем спасения, потому что никто из нас не гарантирован от падений и важно поддерживать друг друга.
Эта притча – еще история, как мы должны радоваться покаянию наших ближних. Радоваться тому, что ближние идут путем спасения, тому, что оступившись, они пытаются вернуться на истинный путь. Не случайно неделя о блудном сыне совершается Церковью накануне Великого поста. Пост – время покаяния, примирения с Богом и с ближними. Если мы увидим эту историю в своей жизни, если научимся делать правильный вывод из нее, научимся находить в себе силы для покаяния, а вместе с тем, научимся прощать ближних, тогда мы будем настоящими учениками Христовыми, настоящими христианами.
Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
2. Re: «Важно уметь прощать»
1. Re: «Важно уметь прощать»