3 января 2013 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя, сообщает Патриархия.Ru.
Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачении, созданном по иконописному образцу облачения святителя Петра.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Тамбовский и Рассказовский Феодосий; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря; члены Епархиального совета г. Москвы; московское духовенство.
На малом входе Предстоятель Русской Православной Церкви возвел епископа Тамбовского и Рассказовского Феодосия в сан митрополита — в соответствии с решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. об учреждении Тамбовской митрополии (журнал № 127).
За богослужением пел праздничный мужской хор Свято-Данилова монастыря (регент — Георгий Сафонов).
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву у раки с честными мощами святителя Петра, пребывающими в алтаре Успенского собора.
Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев в своем ЖЖ особо подчеркнул, что Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачении, созданном по иконописному образцу облачения святителя Петра. Облачение действительно изумительное! В нем же Святейший уже служил 7 сентября, но тогда пресс-служба не говорила о первоисточнике.
Также протодиакон Андрей Кураев со ссылкой на пользователя slar_69 напомнил историю иконописного облачения святителя Петра. Киевский митрополит Максим, объезжая митрополию, в одном волынском монастыре познакомился с Петром. Тот, будучи иконописцем, подарил ему икону Успения. Митрополиту образ так понравился, что он его украсил и всюду возил с собою.
Прошли годы. Волынский князь пожелал, чтобы Петр стал епископом в его уделе и послал его за посвящением в Константинополь. В это время умирает митрополит Максим, и Патриарх решает сделать Петра не просто волынский архиереем, но митрополитом все Руси. Между тем тверской князь посылает своего кандидата в Константинополь - некоего Геронтия и дает ему архиерейское облачение почившего митрополита и другие святыни (в знак преемства).
Но Патриарх уже сделал выбор в пользу Петра, а посему отобрал у Геронтия облачения и вручил его Петру, сказав Геронтию, чтобы тот передал князю, что негоже светским властям вмешиваться в дела церковные. Петру же вместе с облачением была передана и келейная икона митрополита Максима - то есть та самая икона Успения, которую сам Петр когда-то и написал.
Дионисий писал икону св. Петра спустя полтора века после тех событий. Видеть то облачение он вряд ли мог. Но слышал о нем наверняка. Так что для Дионисия и его современников облачение св. Петра имело свою историю и свою семантику. Оно было знаком независимости Патриаршей власти от капризов и интриг светских князей.