Известный православный публицист Сергей Худиев высказался против этой идеи. «Если говорить о запрете на пропаганду гомосексуализма несовершеннолетним, то я полагаю, что он полностью оправдан... Когда речь идет о публичном пространстве, тем более, об угрозе навязывания соответствующего порока на государственном уровне (как это уже происходит в некоторых других странах), мы можем и должны этому противиться. Но вот преследовать людей, предающихся своему несчастью где-то за задернутыми занавесками, людей, которые отнюдь ни к кому не ломятся — это дело совсем другое. И вот оно совершенно неоправданно.
Гомосексуальное поведение, несомненно, греховно — как и любая вообще сексуальная активность вне брака. Попытки как-то переистолковать Писание, чтобы выкинуть из него ясное осуждение этого греха, выглядят настолько беспомощно ложными, что их просто неловко читать. Но пытаться использовать Библию в качестве уголовного кодекса — значит напрашиваться на большие неприятности. Библия порицает отнюдь не только этот грех…
Как насчет статьи за блуд? За пьянство? За злоречие? Если грехи перед Богом должно наказывать государство, то у нас нет оснований выделять какие-то одни грехи — мол, однополых блудников за решетку, а обычные — пусть гуляют, и, если хотят, предаются пьянству и злословию сколько угодно. Это было бы весьма отвратительным лицемерием.
Пытаться принудить неверующего жить по христианским заповедям бессмысленно — у него нет на это ни его личного произволения, ни благодати Божией, ни мотивации, ни сил… Еще более бессмысленно звать городового, чтобы он принудил его к этому — во-первых, к каждому городового не приставишь, во-вторых, энтузиазм самого городового в деле насаждения добродетели и искоренения порока не стоит преувеличивать… Требовать от людей, чтобы они вели себя, как христиане, в то время как они не только не христиане, но и о Христе едва ли имеют представление, было бы нелепо. Мы не можем устрашить перспективой лишиться Царства тех, кто в любом случае ему пока чужд. Тем более бессмысленно пытаться устрашить их городовым».
«Как вы относитесь к инициативе саратовских православных? Согласны ли вы с доводами Худиева?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Клирик храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский заявил, что он «совершенно согласен с С. Худиевым». «Сам я считаю содомский грех отвратительным и часто говорю об этом в проповедях. Люди, которые в него впадают, вычеркивают себя из христианства. Но дело в том, что мир лежит во зле. А раз так, - по поводу любого зла, которое люди частным образом исполняют, мы не должны обращаться к государству. В этом я полностью согласен с Худиевым. Вообще не дело православных призывать к репрессиям. У нас достаточно вполне приличных законов - дай Бог, чтобы они исполнялись», - полагает отец Владимир.
«У меня такое впечатление, что люди делятся на две части, - сказал в свою очередь настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов. - Одни ненавидят насилие, другие его любят. Эта любовь к насилию одевается в самые разные одежды - в том числе и в одежды веры, приобретая своего рода сакральную санкцию. Это, конечно, совершенно недопустимо. Думаю, что С. Худиев совершенно прав. Ведь действительно так можно дойти до уголовных наказаний и за супружескую измену или развод и т.д. Что мужеложство было уголовно наказуемым во времена Сталина, вполне согласовывалось с массовыми репрессиями, концлагерями и т.д. Но мы все-таки должны понимать, что в принципе дух насилия в человеческом обществе недопустим».
Насельник Московского Данилова монастыря игумен Гермоген (Ананьев) также выразил согласие с «С. Худиевым - хотя озабоченность саратовских активистов тоже понятна». «Но они все-таки смешивают вещи из разных измерений. Одно дело, позиция христиан; другое дело – светское государство. Если бы у нас было православное государство, в котором законодательство, в том числе и уголовный кодекс, выстраивается в соответствии с Божиими заповедями, тогда понятно. А сейчас – Церковь, безусловно, осуждает это явление, но причем здесь Уголовный кодекс? Уголовный кодекс должен преследовать пропаганду гомосексуализма и растление малолетних. Увы, это явление присутствует в нашей жизни. Это действительно тяжелый крест, который вынуждены нести очень многие люди. Если их всех подвести под уголовное наказание, проблема не будет решена. Вообще нравственные проблемы с помощью уголовного преследования не решаются», - отметил священник.
«Понятно, что государство должно заботиться о нравственном здоровье своих граждан, - продолжил он. - Но другими методами. Это, например, пропаганда именно нравственных ценностей. Но все-таки Господь изначально дал человеку свободу, и тот сам должен решать - быть ему со Христом или против Христа. В это мы не можем вмешиваться и заставлять всех жить по Христу. Всякое взывание к уголовному кодексу свидетельствует о нашей, я бы сказал, беспомощности – беспомощности примера нашей собственной жизни и нашей проповеди христианских идеалов. Насилие, понятно, должно быть наказано. Но призывать к уголовному преследованию тех, кому тяжек этот крест, кто поддался этому искушению, - это как-то не по-христиански. Разве уголовное преследование этого явления в советское время принесло положительные нравственные и духовные плоды?»
«Надо все-таки четко разделять пропаганду греха, насилие над волей человека и личную жизнь человека, когда он сам выбирает, жить ему с Богом или без Него. Иначе придется сажать и атеистов, которые хотят жить без Бога. Логика ведь та же самая. С. Худиев очень точно и правильно расставил акценты. А иным православным активистам не помешало бы иметь трезвое понимание - кто мы и где мы, и что, увы, нормы христианской жизни не обязательны для людей, живущих в светском государстве», - заключил игумен Гермоген (Ананьев).
По словам заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумена Луки (Степанова), «если не доверяться своему уму, возмущающемуся насилием над природой, которое добровольно совершается в кругах извращенцев, а внимать Писанию, то мы видим позицию апостольскую, - не призывающую к внешнему наказанию тех, кто растлен противоестественным грехом содомии. О таких говорит апостол: «Мужчины на мужчинах делают срам и получают в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1 : 27). Это довольно четкая позиция».
«Никоим образом общество не должно допускать расползания этого порока, тем более через СМИ или какие-то там шествия, поскольку приобщение к этому пороку непременно ведет к деградации личности, к физиологическому и душевному распаду. Но второй раз казнить, когда внутренняя казнь уже осуществляется в самих носителях этой мерзости, - это не дело Церкви. Тем боле, для этого есть не только первый суд самих себе, суд совести, но и неизбежен второй суд, суд страшный, о котором в Писании сказано, что всякие блудодеи, в том числе содомиты, Царствия Божия не наследуют. Эти доводы Священного Писания располагают нас к болезнованию об этом «голубом отряде», ко всякому желанию и молитве об их исцелении и возвращении из тяжкого их заблуждения. Так что надо искать в обществе здоровую реакцию на нездоровое явление, а не искать уголовного отмщения. Но это требует воспитания, духовного просвещения наших детей, по поводу чего никак не достучаться до власти, которая систему образования считает каким-то придатком экономики, а не делом душевного здоровья нации», - считает отец Лука.
Руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ Протоиерей Димитрий Струев также выразил согласие с Сергеем Худиевым. «Я опасаюсь, что саратовская инициатива просто станет очередным поводом, коих уже и без того немало, для фонтанов ненависти в отношении Церкви со стороны СМИ. Безусловно, необходима жесткая борьба с пропагандой гомосексуализма, но инициатива саратовцев приведет только к отрицательному эффекту, и поднимется очередная волна против православия. Вот ужесточить наказание по уголовным статьям за совращение несовершеннолетних – да, это необходимо, как и ввести борьбу с пропагандой гомосексуализма», - заключил священник.