«На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно», - пишет В.Путин в авторской статье, которую 13 февраля опубликовала «Комсомольская правда».
Заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков видит проблему в том, что структура экономики и социальная структура постсоветского общества абсолютно не подготовлена к перепроизводству дипломированных специалистов. При этом, как заявил эксперт в онлайн-интервью сайту ER.RU, количество людей с дипломами вузов у нас среди молодежи уже превышает 50%, а в будущем этот показатель достигнет 80%.
Между тем, отмечает портал Regions.Ru, параллельно с ростом числа студентов происходит и резкое падение качества образования. Без меры расплодившиеся коммерческие вузы поставили на поток производство никому не нужных горе-специалистов, которые ничем не могут помочь экономике, и становятся для нее только дополнительной нагрузкой. Как отмечал недавно один журналист, падение уровня образования можно продемонстрировать на наглядном примере: «если в 1975 году, в те самые времена, которые мы сейчас называем периодом "великой советской науки", в РСФСР насчитывалось 2,8 млн студентов, то осенью 2011 года в российских вузах учились 9 млн». При трехкратном увеличении числа студентов мы наблюдаем деградацию науки, а также исчезновение высококвалифицированных инженеров и рабочих! Сотрудники Роскосмоса, комментируя участившиеся неудачи в запусками, говорят просто: работать некому, нет специалистов того уровня, что был прежде.
На наших глазах резко меняется структура высшего образования: растет число выпускников по «престижным» специальностям (юриспруденция, менеджмент, финансы) и одновременно с этим погибают остатки советской системы среднего профессионального образования. Эта проблема уже перешла в социальное измерение, поскольку свежеиспеченные «специалисты», многие из которых попросту купили свои дипломы, уже не вернутся к станку или к крестьянскому труду. Деградация целых отраслей промышленности и огромных сельскохозяйственных площадей создает угрозу национальной безопасности страны.
Падение уровня высшего образования с одновременным перепроизводством дипломированных специалистов становится одной из острейших проблем России. О перекосах в образовании неоднократно говорил и Президент РФ Дмитрий Медведев. В частности, на совмещенном заседании Госсовета и комиссии президента по модернизации 1 сентября 2010 года он отметил, что уклон в сторону высшего образования привел к нехватке специалистов, выпускников начального, среднего профобразования. 14 февраля 2011 года на совещании, посвященном вопросам занятости, глава государства призвал региональные власти создавать материально-техническую профессионально-технических училищ.
«Не стоит ли кардинально сократить количество вузов и пересмотреть структуру высшего образования? Считаете ли вы опасным сформировавшийся в последние годы перекос в сторону высшего образования и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко отметил, что если мы относимся к сфере образования как к той сфере, где можно зарабатывать деньги и обогащаться, - мы губим образование.
«Отвечу по пунктам: 1. Если у человека есть потребность и способность получить высшее образование, то государство обязано ему в этом всячески способствовать. Если у человека не будет такой возможности, он плюнет на такое государство и поедет получать высшее образование за границу. А у нас сейчас создается такая ситуация, что многим способным выпускникам средней школы гораздо проще и удобней получать высшее образование именно за границей. Так что привет Президенту Путину! 2. Поднимать среднее профессиональное образование необходимо, но пытаться сделать это в ущерб образованию высшему – самое глупое, что можно выдумать. 3. Можно сколько угодно говорить, что у нас очень много «дутых» вузов. Но пока существует коррупция в сфере образования – от первого класса до аспирантуры - это бессмысленные разговоры. 4. Самое главное. Будущему Президенту Путину и кабинету министров. Мотивация на работу по выбранной специальности у студента первого курса, как правило, отсутствует. Поэтому учителями, например, становятся только 7% выпускников педагогических вузов. Государство должно, по крайней мере, дать возможность выпускнику вуза профессионально реализоваться именно в выбранной специальности. То есть, если человек пять лет учится на юриста, но может устроиться на работу только охранником, это не совсем правильно. Кстати сказать, высшее образование можно получать просто для того, чтобы знать, например, историю древних инков или ацтеков - что называется, "для души", и ничего плохого в этом нет. Причем "второе" (для души) образование можно было бы получать параллельно с первым - для зарабатывания денег учиться, например, одновременно на каком-нибудь экономическом факультете. Вот эти четыре положения, по-моему, и являются фундаментом будущей реформы высшего образования в России», - добавил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заявил, что у нас тратится много усилий и средств именно не ради получения какой-то высшей цели в образовании, а ради получения диплома.
«Как отец пятерых детей, которым тоже надо получать образование, я вижу: у нас действительно сама "корочка" становится важнее качества образования и культурного развития личности. Усилия родителей и детей зачастую прилагаются ради получения диплома, не понимая того, а что именно этот диплом даст. Многие воспринимают его наличие как соответствие какому-то статусу в обществе, а не как средство, служащее на пользу семье, обществу и государству. Должно быть по-другому: если человек имеет способности к определенной сфере деятельности, необходимо дать ему возможность эту профессию получить. Образование в первую очередь было качественным, и необходимо прекратить погоню за дипломами, которые легко можно купить», - сказал священник.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, заметил, что университетов уровня МГУ много быть не может - а у нас сейчас чуть ли не на каждом перекрестке несколько «университетов».
«Действительно, профессиональный уровень специалистов, которых они готовят, крайне низкий. Я думаю, что разумное сокращение количества учебных заведений необходимо. Многие из них возникли в 90-е годы по мотивам не вполне чистоплотным - чаще всего из чисто коммерческих соображений. Соответственно, качество образования в таких вузах, как правило, невысокое. Советская система высшего образования при всех ее огрехах объективно считалась все-таки одной из лучших в мире. Надеюсь, ее наследство мы еще не совсем промотали», - подчеркнул отец Никон.
По словам директора Традиционной гимназии, кандидата исторических наук, священника Андрея Постернака, сравнение с советским временем будет не очень корректным.
«Мы сейчас живем в условиях информационного общества, которое предусматривает задействованность людей в основном в непроизводственной сфере. Физический труд уже не столь востребован. Поэтому, естественно, число людей с высшим образованием будет расти. То же самое происходит и на Западе. Это не значит, что качество образования должно обязательно снижаться. Вузы должны давать именно качественное образование, что должно подтверждаться объективной проверкой. Сокращение числа вузов должно иметь рациональное объяснение, а не проводиться "по разнарядке". Чисто механическое сокращение вузов ничего не даст. Очевидно, что качество образования нужно повышать, нужны определенные средства контроля», - добавил он.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает, что исправить ситуацию поможет изменение вектора экономической политики, создание соответствующих условий для развития предприятий и сокращение числа вузов.
«Падение качества образования порождает научный и технологический кризис в стране, и выход из кризиса очевиден - необходимо поставить на первое место интеллектуальный критерий, чтобы деньги не стояли непроходимой стеной между способным студентом и возможностью учиться в престижном вузе, иначе мы потеряем интеллектуальную Россию. Почему у нас так мало грандовых проектов, по которым могли бы обучаться способные дети из малообеспеченных семей? Несомненно, сократить количество вузов необходимо, но сделать это нужно по возможности безболезненно, путем объединения. Престижность профессионально-технических училищ поднимать необходимо, но необходимо и создать соответствующие условия для развития отечественных предприятий, а не загонять их в долговую яму. Если государство будет заинтересовано в развитии отечественной легкой и тяжелой промышленности, то и выпускники таких училищ будут реально востребованы и при этом смогут рассчитывать на достойный уровень жизни», - подчеркнул иеродиакон Лаврентий.