Как отмечает издание, в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, который унифицирует стандарты образования и научной деятельности. В рамках этого процесса лестница научных званий в отечественной науке должна стать такой же, как в Европе: бакалавр, магистр и доктор. Звание бакалавра и магистра будет присваивать ВУЗ, а звание доктора - диссертационные советы.
По словам замминистра образования и науки РФ Сергея Иванца, толчком к реформе послужил естественный процесс, обусловленный принятием нового закона о высшем послевузовском образовании в РФ (Ф3-426). Этот закон и предусматривает новую шкалу ученых степеней. «Нужны изменения, которые позволят поднять уровень диссертационных исследований российских ученых, восстановить международное признание и престиж российской науки», - заявил Иванец.
По словам же директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, с уже существующими кандидатами наук скорее всего поступят следующим образом: «Тут, я думаю, будет система приравнивания к новой системе научных степеней», сообщают «Вести-ФМ».
Отвечая на вопрос, каким образом плакируется приравнивать кандидатов наук к новой системе научных степеней, Абанина заявила: «Может быть, те кандидаты наук, которые одновременно с этим имеют научные звания или какие-то защищенные патенты, будут приравнены к докторам наук. Другим, может быть, придется проходить какие-то дополнительные процедуры. Но тут главное в том, что для вновь защищающихся, вновь строящих свои образовательные траектории ориентир будет уже на двухуровневую систему. И мне кажется, что это действительно шаг вперед».
«Этот вопрос обсуждается много лет. Действительно, мы сейчас немножко в более сложной системе находимся, чем большинство европейских стран, где магистерская степень признается первой, в том числе, научной степенью. Магистранты защищают магистерскую диссертацию, и после нее существует лишь одна ступень PhD, фактически докторская степень. Наша "трёхуровневка", с одной стороны, обесценивает магистрат, с другой стороны, удлиняет весь этот процесс подготовки научно-педагогических кадров. Поэтому с началом нашего вступления в Болонский процесс, с 2003-2004 годов этот вопрос довольно долго обсуждался, и сейчас то, что переходят от трехзвенной системы к двухзвенной, наверное, разумно», - заявила Абанкина.
Вместе с тем, отметила Абанкина, «вопрос, скорее, в бюджетном финансировании, потому что у нас и магистерская степень, и кандидатская степень даже по проекту нового закона об образовании относились все-таки к образованию, а, значит, имели право по конкурсу на бюджетное финансирование. Докторская степень, как предполагается, будет регулироваться законом о науке, и тем самым к уровню образования уже не будет относиться. И мы можем утерять здесь бюджетную поддержку».
Справка: Ученая степень кандидата наук была учреждена постановлением СНК СССР от 13 января 1934 года. До революции в Российской империи существовала степень кандидата университета, присваивавшаяся студентам, закончившим университетский курс с отличием; современному кандидату наук примерно соответствовала степень магистра, для получения которой требовалось несколько лет исследований после окончания университета и защита диссертации. Между тем, введенная в 1993 году в РФ степень магистра является в настоящее время лишь квалификацией выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны — это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов. Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру. После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских ВУЗов.