Возможное переименование президента Чечни в имама вызовет настороженную реакцию мирового исламского сообщества, считает автор многочисленных книг по истории ислама в России Роман Силантьев, сообщает Интерфакс-Религия.
Как сообщалось, Рамзан Кадыров в четверг заявил, что хочет перестать называться президентом Чечни, поскольку он убежден, что в России только один государственный деятель имеет на это право.
Позже в тот же день пресс-секретарь Р.Кадырова Альви Каримов заявил, что "для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституции России и Чеченской республики". На вопрос, может ли должность называться "имам", пресс-секретарь чеченского президента Альви Каримов ответил, что "не видит в этом противоречия Основному закону".
"Идея, высказанная пресс-секретарем Кадырова, оригинальна, причем особенно в свете происхождения слов "президент" и "имам", то есть "председатель" (впереди сидящий) и "предстоятель" (впереди стоящий). Исходя из этой логики, в России должен быть один предсидящий и один предстоящий, причем предстоящим будет именно Кадыров", - предположил Р.Силантьев в интервью "Интерфакс-Религия".
Он напомнил, что титул имама на Кавказе уже имел место быть - это был имам Шамиль. "Титул имама в его случае практически соответствовал титулу своего рода "минихалифа", или, как сейчас тот же титул именуют ваххабиты, амира, то есть лица, воплощающего всю полноту светской и духовной власти", - сказал исламовед.
"Однако тот, кто воплощает полноту светской и духовной властей, это имам с большой буквы, и если Кадыров решит стать имамом с маленькой буквы, то автоматически попадет в число подчиненных пожизненного муфтия своей республики Султана Мирзаева", - отметил собеседник агентства.
Если же Р.Кадыров, продолжил он, "решится стать имамом с большой буквы, то, надо полагать, таким образом он объявит себя неким преемником имама Шамиля, и, если он приобретет те же полномочия, что имам Шамиль, то мы получим на территории России локальный халифат с очень интересными вытекающими отсюда последствиями".
По мнению Р.Силантьева, эта идея вызовет "немалый резонанс в мировом суннитском сообществе, которое очень ревностно относится к идее возрождения халифата". Как пояснил он, глава халифата по определению может претендовать на духовное и политическое лидерство во всем суннитском мире и "как минимум на пост главы мусульман России".