Главной проблемой России, возникшей с 1991 года, президент компании «Неокон» считает то, что страна не способна решать проблемы самостоятельно. «Не потому, что не хочет, а просто это невозможно, поясняет он. – Мы перестали быть самодостаточной страной и вынуждены учитывать внешние силы. Они разные – одни заинтересованы в сохранении России, другие нет».
«Мы, впервые за несколько десятилетий, вступили в ситуацию, когда уровень жизни населения будет падать. Падать он будет и в Европе, и в Америке, и в Китае – повсюду», – прогнозирует эксперт.
Политические элиты к этому не готовы, считает М.Хазин. По прогнозу экономиста, вскоре начнутся «очень острые апелляции к самым деструктивным силам». Проще говоря, политические элиты, которые очень не любят выступать виновниками проблем населения, начнут поиск виноватых, сваливания вины на кого-то, лишь бы не обвили их. Еще одна тенденция, которую отметил эксперт – элиты ведущих держав будут стараться всячески минимизировать падение уровня жизни.
«Катастрофическим, грозящим развалом считается сорокапроцентное падение уровня жизни, – поясняет экономист. – С точки зрение экономики в ближайшие годы падение должно составить в США 60%, в Европе – 50%. Единственный, теоретический путь этого избежать – изменить перераспределение ресурсов в мире, отобрав ресурсы у периферии. В частности у России. То есть попросту нам скажут: «Чего это вы столько за нефть получаете, когда у нас тут такое получается? Несправедливо, отдайте».
Еще один вариант развития событий – образование кластеров, то есть новых территориально-экономических объединений. Тут главный вопрос в том, войдет ли Россия в кластер целиком, или распадется на части. Если все-таки целиком, то, по прогнозу Хазина, возможно воссоздание объединения, по объему даже превышающего СССР. Правда принципы у него будут не такие как в Советском Союзе, а, скорее, как в Евросоюзе.
Вообще же, Михаил Хазин видит 4 возможных варианта кластеризации. Первый – объединение с Европой. Правда для этого Европа должна сначала разойтись с США, но этот процесс уже идет – падающий спрос обостряет конкуренцию между европейским и американским производством. Россия, как источник ресурсов, очень нужна Европе. Но не вся. «У меня твердое ощущение, что если мы пойдем по пути кластеризации с Европой – раскол по линии Урала или Сибири неизбежен», – говорит эксперт.
Еще варианты кластеризации – ближневосточный (Турция, Иран, Балканские страны), южный (Индия), дальневосточный (Китай). Впрочем, если будем объединяться с Китаем, нас просто не станет, считает Хазин – слишком много в поднебесной голодных и безработных.
«В любом случае, проблема в том, что сегодня все эти варианты нигде не представлены и не обсуждаются. Причина – само по себе такое обсуждение ставит крест на нынешних политических элитах. На экономических элитах, кстати, не ставит. Пока они молчат, но через некоторое время экономические элиты начнут эти вопросы ставить», – предрекает эксперт.