Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»

Известный богослов об Алексее Степановиче Хомякове в день 150-летия со дня его кончины

0
953
Время на чтение 6 минут
Хорошую и очень точную характеристику значения Алексея Степановича Хомякова дал философ, священник Павел Флоренский. Он считал, что всякий вопрос о славянофилах на три четверти обращается в вопрос о Хомякове, а славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие», потому что он являлся центром и руководителем всей славянофильской мысли. Хомяков - это тот человек, который дал основной стержень для всей славянофильской философии как таковой. В богословском плане весь Хомяков – это мысль о Церкви. Так характеризовал мыслителя отец Павел Флоренский.

Его личность необыкновенна, а творчество многосторонне. Он обладал колоссальной и блестящей эрудицией. Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты. Он был человеком поразительного целомудрия. По обету, который он дал своей матери, Хомяков хранил целомудрие до тридцати лет. Может быть, это явилось одной из причин, по которой он имел счастливейший брак. Хомяков освободил своих крестьян от крепостной зависимости, перевел их из барщины на оброк – еще одна важная деталь для характеристики его личности. Вокруг него всегда царила атмосфера мира и единства духа, и в то же время – духа здоровой и глубокой дискуссии.

Поговорим о философском и богословском направлении мысли и творчества Алексея Хомякова.

Интересно его отношение к Западу. Эта тема была актуальна на протяжении всей русской истории, и, тем более, актуальна для нас и сейчас. Чтобы показать, как он мыслил по этому поводу, достаточно привести хотя бы одну его замечательную краткую фразу: «Ни Богу ни миру по большому счету не нужны офранцуженные, онемеченные русские».

Хомяков считал, что каждый народ не только имеет право, но и должен развиваться самобытно. Тот процесс, который мы теперь называем глобализацией, - унификация культуры, мысли, религиозного сознания, - Хомяков называл ржавчиной, которая разъедает здоровое тело, уничтожает существующее в человечестве многообразие, создающее гармонию и, в этом плане, единство народов. Философ настаивал на самобытном развитии русского народа. В том же направлении шло и на этом, собственно, строилось все славянофильство.

Интересен взгляд философа на решение проблемы, которая всегда волновала мир, и которая и по сию пору стоит очень остро. Что такое демократия? Каковым должно быть правильное устройство общества? На каких принципах оно должно быть основано? Хомяков отвечает, что только тогда общество может быть устойчивым и отвечающим благу человека, когда оно построено по принципу: единство в свободе по закону любви. Эта его краткая формула просто поразительна. С одной стороны, он утверждает свободу. С другой стороны, он показывает, что эта свобода для человека имеет доброе начало и может быть благом для человека и общества лишь тогда и только тогда, когда она осуществляется по закону любви. Особо это актуально сегодня, когда свободу мы превращаем в произвол – произвол идейный, нравственный и религиозный… Никто сегодня уже не думает о том, насколько то или иное слово или действие будет полезно или вредно для окружающих его. Та свобода, которая пропагандируется сейчас на Западе, это свобода не по любви, а свобода ради свободы. Хомяков говорил о том, что пропаганда свободы ради свободы – это один из самых сильных рычагов, которым разрушается общество, человек, личность, душа.

А.С.ХомяковОн утверждал, что во всей жизни человека и народа первичным является религиозное начало. Какова вера – таков человек. Какова вера - таков и народ. При этом Хомяков отличал веру от верения – очень подходящий термин, под которым он подразумевал чисто внешнее, формальное отношение к религии и всем тем предписаниям, которые ею установлены. Под верой же он разумел жизнь, в полной мере соответствующую религиозным требованиям. Православную Церковь мыслитель рассматривал как основной фактор общественной жизни.

Хомяков был замечательным оппонентом всем тем, кто рассматривал Православие, как нечто отжившее, старомодное, ненужное. Он утверждал и блестяще обосновывал, доказывал истинность Православия. Мне бы хотелось обратить особое внимание на его три очень интересных письма «о западных исповеданиях», в высшей степени актуальных для современного человека. Хомяков показывает в них все то принципиальное и фундаментальное различие, которое существует между Православием, католицизмом и протестантизмом. Верхогляды просто не видят этого, потому что им все равно (для них, как говорят французы, «ночью все кошки серы»).

Надо сказать о его удивительном понимании Церкви. «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати», - писал Хомяков. Он решительно отвергал то определение и понимание Церкви, которое нами было заимствовано из западной богословской литературы. Церковь – это не общество и не структура. Общество и структура – это форма, одежда, личина, но никак не Церковь. Хомяков говорит о Церкви, прежде всего, как о единстве духа. Церковь – это единство Божией благодати, то есть Духа Святого, который живет в тех, кто покоряется этому духу. Именно в единстве духа Церковь, а не в структуре, организации, дисциплине и даже канонах и формальном единстве вероучения. Можно быть в высшей степени едиными в вероучении, но остаться без Духа Божия.

Эти определения Хомякова тогда были просто революционными, и, думаю, не для всех они и сегодня приятны. Как глубокий мыслитель и чистой души человек, он видел, что такое Церковь по существу. Он отличал Церковь не по внешней ее стороне, когда к Церкви принадлежит каждый крещеный человек, независимо, к великому сожалению, от его нравственного или безнравственного образа жизни, характера его веры и даже причастности к христианским таинствам. Церковь – это благодать. А благодать приобретается человеком только при правильной христианской жизни. Поэтому Хомяков и писал, что Церковь заключатся не в числе верующих, а в духовной связи, их объединяющей.

Хомяков подчеркивает, что Церковь – это не авторитет, а Истина. Это очень серьезная мысль. Когда мы говорим «авторитет», то извольте закрыть глаза. Авторитет сказал – извольте слушать. Истина же призывает: приди и виждь, убедись сам.

Мыслитель проводит большое различие между вещами, которые с необходимостью предстают пред нашим взором. По его словам, есть большая разница между служением Церкви миру и обмирщением Церкви: можно так служить миру, что от Церкви ничего не останется. Как-то он написал такие сильные слова, которые сегодня далеко не всем понравятся: «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями; стыдно становится за Церковь, до того низко упавшую, что она уже не совестится рекомендовать себя правительствам или народам, словно наемная дружина, выторговывающая себе за усердную службу денежную плату, покровительство или почет… Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Вот какими словами выражает Хомяков свое отношение к обмирщению Церкви. Думаю, ему за это может сегодня достаться от разных «социальных деятелей»…

Интересен также рассматриваемый мыслителем вопрос об отношении к другим верованиям, конфессиям. Его отношение ко всем людям, которые не состоят в Православной Церкви, действительно обращает на себя внимание. «Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, её вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера», - пишет Хомяков. Как же быть в отношении других людей, которые не в Церкви? «Остальное же человечество, - отвечает он, - или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, предоставляет она суду великого дня … но над неслышащими её призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы: "не судить чужому рабу"».

Богослов говорит, что те сокровенные связи, которые соединяют земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты, и поэтому мы не имеем права строгого осуждения всех, прибывающих вне видимой Церкви. Тем более, что такое предположение даже противоречило бы Божественному милосердию.

Говоря о католицизме, Хомяков прямо утверждал, что католичество само по себе – это глубокое заблуждение. Там, где нет правильной жизни – не может быть и правильного познания. «Познание божественных истин дано взаимной любви христиан», – пишет он. Рим же, по его словам, «разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа». Вот почему там появилось протестантство и всякие ереси.

В «письмах об исповеданиях» Хомякова дается хорошая, здоровая критика католицизма. Люди должны с ней познакомиться, ибо католицизм движется на нас, как танковая колонна.

Алексей Хомяков был уникальным человеком. Он не кончал никакой духовной школы, не имел священного сана. Но это был мыслитель, все идеи которого поразительным образом основаны на святоотеческих традициях. В своих трудах он даже не цитирует Святых Отцов, но постоянно в своих рассуждениях проводит их мысли.

В заключение еще раз скажу о том, что Хомяков актуален для нас сегодня во многих планах. Он актуален в оценке Запада, который для России становится все большим идолом. Хомяков отстаивает самобытность русской жизни и мысли. Он показывает и аргументировано обосновывает истинность Православия и его фундаментальное отличие от протестантизма и католицизма. Хотя бы только эти аспекты его творчества чрезвычайно актуальны и насущны для нас сегодня.

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Осипов
Все статьи Алексей Осипов
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29