Как пояснил Делягин, в официальный расчет размеров подорожания жизни учитывается далеко не все, а лишь 466 основных видов товаров и услуг. «Правда, иные пункты вызывают удивление. Например, цена копки могил тремя разными способами. «Куртка мужская из натуральной кожи» учитывается, а «плащ мужской из смесовых тканей» нет. «Платье женское из хлопчатобумажной ткани» учитывается, а такое же, но из полушерстяных тканей нет, и т. д.», - заметил он. «Среди товаров, не учитываемых при расчете официальной инфляции, есть и распространенные: мясные субпродукты (кроме говяжьей печени), мясо индейки, все растительные масла (кроме подсолнечного), молоко с жирностью до 2,5%, перепелиные яйца, соусы (кроме кетчупа), зеленый чай, специи (кроме черного перца), ржаная мука, большинство полуфабрикатов... Список можно продолжать долго. Даже свежие помидоры и болгарский перец в инфляционный индекс не вошли, только огурцы. А из фруктов и цитрусовых отслеживают лишь бананы, апельсины и яблоки», - пояснил он.
«К 1 января граждане, по укоренившейся в России XXI века традиции, получили от местных властей новогодний сюрприз под елочку. Нехилый рост квартплат, проезда на общественном транспорте. Ежегодный, подчеркиваю, рост. Метро в Москве подорожало с 22 до 26 рублей (18,2%). В Питере, втором крупнейшем метрогороде, - с 20 до 22 (10%). С наземным городским транспортом, электричками ситуация та же. Торговлишка тоже не осталась в стороне. Думаю, каждый, кто считает деньги, уже ощутил это в походах по магазинам», - рассказал экономист.
«Официально в январе 2010 года проезд в метро в среднем подорожал на 13,8%, - продолжил эксперт. - В городском муниципальном автобусе - на 5,0%, в трамвае - на 7,6%, троллейбусе - на 6,3%. Снабжение холодной водой - на 14,5%, горячей - на 12,9%, отопление - на 12,5%, услуги по снабжению электроэнергией - на 11,4%, квартплата в государственных и муниципальных домах - на 5,9%. Сахарный песок подорожал на 8,3%, капуста - на 20,5%, репчатый лук - на 17,6%, морковь - на 10,9%, картофель - на 8,8%. А теперь я вас и всех читателей поспешу обрадовать: несмотря на все вышеизложенное, за январь официальная инфляция в РФ составила всего 1,6%». Поэтому, добавил аналитик, «к сожалению, верить показателям официальной инфляции не получается».
Такая картина, убежден эксперт, связана с административным давлением на Росстат. «Но, помимо административного давления, есть и объективные проблемы, - продолжил он. - Страна большая. Представьте, еженедельно замеряют цены на 466 видов товаров и услуг в 266 населенных пунктах. Включая поселок городского типа Навлю и другие замечательные места, о которых большинство россиян никогда в жизни не слышали. Во многих местах заметной части этих товаров и услуг в продаже вообще нет. Свести матрицу - 466 товаров и услуг на 266 населенных пунктов - воедино, к одному показателю инфляции очень сложно. Один из источников погрешности - численность населения. Чем его больше, тем выше вклад населенного пункта в общенациональную инфляцию. Когда яблоко дорожает на 3% в Москве, это влияет на инфляцию значительно больше, чем удорожание яблока на те же 3% в столице Эвенкии Туре. А ведь мы хорошо знаем, что такое перепись населения и как она проводилась: ее данные, мягко говоря, неточны. И мы так же хорошо знаем, что люди бегут из мест бедных и безысходных туда, где кипит экономическая жизнь. В депрессивных районах цены относительно низкие и растут слабо, в богатеющих, куда народ стремится, - относительно высокие и растут сильно. Поэтому пользование несовершенными данными переписи объективно занижает общенациональную инфляцию».
«Классический пример: говоря, что в Москве официально проживают 10 миллионов, мы одним этим сильно занижаем общенациональную инфляцию. На самом деле в ней, насколько можно судить, живут более 14 миллионов, которые очень дорого платят за товары и услуги. Но Росстат, скованный путами лояльности, вынужден исходить из того, что несколько миллионов москвичей по-прежнему якобы живут в Иванове, Кирове и других городах, где цены ниже», - указал Делягин.
Другой источник погрешности, считает эксперт, - учет цен на товары и услуги, которые многие за последние 20 лет ни разу не покупали, например автомобили, зарубежный туризм, слишком дорогой для большинства народа, ковры или меховая одежда. «Основная часть наших сограждан ее (меховую одежду - РЛ) не покупает, но удешевление мехов из-за кризиса снижает показатель инфляции для всех. Общая тенденция: товары для богатых в кризис дешевеют. Поскольку они учитываются при расчете индекса инфляции, то способствуют его снижению. Понятно, что бедные и «средний класс», не имеющие возможности покупать товары «для богатых», не чувствуют снижения цен на них и потому сильно удивляются снижению общего индекса инфляции».
«Влияет на инфляцию и тривиальный выбор магазина. В Москве почти любой товар, имеющий отношение к моде, можно купить по ценам, различающимся на порядок. На любом вьетнамском, индийском или китайском рынке все существенно дешевле. Или представьте: сегодня я «замеряю» стоимость одной и той же бутылки вина в магазине «Азбука вкуса», завтра - в «Седьмом континенте», а послезавтра - в ларьке у метро. И я получаю обвальное падение цен, притом что в реальности они стоят на месте, а, может, даже немножко и растут. Естественно, что специально так грубо никто не делает. Но колебания возможны просто в силу неточности исполнителя. Хотя наблюдатели цен - одни из тех незаметных людей, на которых держится здание не просто российской статистики, а всего нашего знания о своем обществе. Это невидимая работа, когда человек раз в неделю заходит в два десятка магазинов и переписывает все необходимые ценники», - добавил Делягин.
«Ну и, наконец, методологическая проблема, которую не удалось решить даже в СССР. Если какой-то товар пропадает из торговли, на него фиксируется старая цена, как будто она не растет. И этот товар становится антиинфляционным «якорем» - пока не появится в продаже вновь. Таким образом, подсчет инфляции - сложный технологический процесс, в котором искажения и колебания неизбежны», - резюмировал эксперт.
Вместе с тем, заметил Делягин, при добросовестных оценках все эти статистические показатели должны способствовать как завышению, так и занижению инфляции, и на протяжении нескольких лет в целом компенсировать друг друга. «Но мы видим, что из года в год эти колебания, искажения неизменно способствуют лишь занижению официальной инфляции по сравнению с реальной, которую чувствуем своими карманами. Это можно называть административным давлением, можно - самоцензурой, можно - еще как-то, но верить этим показателям уже не получается. Причем некоторые вещи находятся, с моей точки зрения, за пределами добра и зла. В прошлом году инфляция была 8,8%, а так называемая «инфляция для бедных», то есть рост цен минимального набора продовольственных товаров - без лекарств, ЖКХ, транспорта, только еда, - лишь 0,7%. Но по товарам, которые в этот набор входят, ощущения такого мизерного роста цен нет».
Поэтому, заключил Михаил Делягин, главная проблема не в статистике: «Вся беда в том, что наше государство, к сожалению, практически не ведет реальной борьбы с ростом цен. Идут разговоры о том, что нужно снизить инфляцию, идет статистическая борьба, реализуется принцип «чем меньше денег у людей, тем ниже инфляция, тем лучше для людей», но реально с ценами в России власть не борется».