«Пока речь идет об интеграции финансового рынка и расширении расчетов в национальных валютах во взаимной торговле. Сейчас на их долю приходится примерно 60 процентов оборота. В перспективе, по мере того как будут расти расчеты в нацвалютах, естественным образом встает вопрос и о резервной валюте Единого экономического пространства. В принципе существует два варианта. Либо рубль возьмет на себя функции резервной валюты, потому что в основном расчеты в национальных валютах идут в российских деньгах. Либо надо будет думать о региональной валюте», - заявил в интервью «Российской газете» известный российский экономист секретарь Комиссии Таможенного союза, академик РАН Сергей Глазьев, рассуждая о перспективах развития Таможенного союза.
По словам Глазьева, «для введения региональной валюты требуется более широкое использование разных национальных валют». «Скажем, участие Украины и Узбекистана в Едином экономическом пространстве создало бы для этого большие предпосылки. А пока здесь доминирует рубль, введение наднациональной валюты выглядит искусственным», - добавил эксперт.
«Мы должны понимать, что создание наднациональной валюты означает передачу суверенитета страны в денежно-кредитной политике на наднациональный уровень. В условиях кризиса это может оказаться слишком болезненным, так как с помощью кредитной эмиссии решаются многие антикризисные задачи - и социальные, и экономические», - продолжил он.
«Вопреки прогнозам о крахе евро, его эмиссия имеет более устойчивое основание, чем эмиссия доллара. Американцы действуют по принципу финансовой пирамиды - без каких-либо ограничений. Эмиссия европейской валюты, напротив, проходит под контролем государств - членов "зоны евро", исходя из потребностей мирового рынка в евро и спроса на него со стороны европейских коммерческих банков. Тогда как баланс спроса и предложения на американскую валюту системно нарушен. США фактически являются государством-банкротом: они могут обслуживать государственный долг только за счет печатного станка. Эмиссия новых долговых обязательств для погашения старых неизбежно приведет к дальнейшей девальвации доллара и к снижению его веса в международных расчетах. Напомню, что, когда единую европейскую валюту ввели в наличный расчет, один евро стоил 70 центов. За восемь лет его курс к доллару вырос почти в два раза», - заметил Глазьев.
По его словам, критерий распределения импортных пошлин в Таможенном союзе уже согласован. «За основу решено взять данные по импорту товаров за 2009 и 2008 годы. Отчисления будут рассчитывать пропорционально объему импорта каждой страны. Сейчас эксперты должны сделать точный расчет, вывести конкретные проценты. Предварительно такая раскладка уже есть, но на последнем заседании комиссии были сделаны некоторые замечания, связанные со спецификой движения импортных товаров. Пришлось делать некоторые уточнения. Например, связанные с льготными ставками импортного тарифа по ряду товаров, чувствительных для потребителей Казахстана, в отношении которых действует переходный период до пяти лет. Исходя из этих уточнений, будут получены итоговые цифры. Думаю, они будут согласованы и объявлены в ближайшее время», - подчеркнул Глазьев.
По его мнению, «не только Россия, но и все три государства Таможенного союза от участия в этом интеграционном объединении получают достаточно весомый прирост экономической активности в ближайшие пять лет, который, согласно расчетам по интегрированной модели межотраслевого баланса, оценивается примерно в 15 процентов валового продукта. Этот эффект достигается за счет создания общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы».
Также экономист ответил на вопрос корреспондента «РГ» о том, каковы перспективы вступления Украины и Киргизии в Таможенный союз. «Киргизия заявила о намерении участвовать в процессе формирования правовой базы Таможенного союза. И такая возможность ей предоставлена. Возможно, политическое решение о присоединении будет принято после завершения формирования Единой таможенной территории. Что касается Украины, то ее участие в союзе - объективная экономическая необходимость. Отказавшись от интеграции, прежнее украинское руководство обрекло страну на экономическую катастрофу. Падение производства там самое глубокое не только по сравнению с другими странами СНГ, но и одно из самых больших в Евразии. Наряду с Прибалтикой, Грузией и Ираком выход из этой экономической катастрофы возможен только при возврате к интеграционным процессам. Это требует соответствующих политических решений, которых общество ждет от нового украинского руководства», - отметил ученый.
«Разумеется, эти решения сопряжены с определенными внутриполитическими сложностями, связанными с делегированием части национального суверенитета в сфере регулирования внешней торговли. Что касается сложностей внешних, обусловленных обязательствами Украины перед ВТО, то они сильно преувеличены. Всемирная торговая организация приветствует создание таможенных союзов. При этом страны, участвующие в их формировании, вначале вступают в Таможенный союз и лишь затем ведут переговоры с партнерами по ВТО об изменении условий доступа на их рынок. Так, вступившие в ЕС восточноевропейские страны до сих пор ведут переговоры с партнерами по ВТО о компенсации за ухудшение условий доступа на их рынки. Замечу, что наш Таможенный союз полностью соответствует нормам ВТО», - подчеркнул Глазьев.
Он считает, что «функционирование Таможенного союза идет нормально, все механизмы работают, как говорится, в штатном режиме». «Реализован единый импортный тариф. Унифицированы, насколько это было возможно, нетарифные ограничения во внешней торговле. В частности, установлен общий порядок выдачи лицензий. Вступили в действие положения о порядке внешней торговли товарами, в отношении которых существуют запреты или ограничения», - отметил экономист.
«Но нельзя сказать, что все обошлось без проблем или шероховатостей. Возникли они, во-первых, из-за нехватки времени для адаптации национальных законодательств. Так произошло, например, с импортом вина и радиоэлектроники. Порядок получения разрешений на ввоз таких товаров изменился, а в национальном законодательстве это учтено было с некоторой задержкой. Во-вторых, пока, до 1 июля, сохраняются различия в таможенном законодательстве стран, что тоже создает проблемы. В-третьих, не везде бизнес был готов к новым правилам игры», - добавил он.
Коснулся Глазьев и вопроса, связанного с ввозом автотранспорта. «Ввоз автомобилей физическими и юридическими лицами действительно регулируется по-разному. Если в отношении юридических лиц уже действует единый таможенный тариф, то на физических лиц распространяется национальная пошлина, которая в Белоруссии меньше. Некоторые индивидуальные предприниматели рассчитывают, что после 1 июля, когда будет отменено таможенное оформление и контроль, им удастся перепродать машины в России дороже», - отметил ученый.
«Вместе с тем к моменту вступления в действие единого таможенного законодательства с 1 июля планируется подписать соглашение или принять решение Комиссии Таможенного союза об унификации правил ввоза автомобилей физическими лицами», - добавил он.
Кроме того, Глазьев коснулся проблемы, связанной с большой вероятностью возвращения старых и появления новых схем контрабанды. «Таможенный союз не ослабляет, а, наоборот, дисциплинирует контролирующие органы, потому что они будут находиться под надзором не только своих национальных властей, но и всех участников союза. Очень важно за оставшиеся месяцы внести необходимые изменения в законодательство государств - членов Таможенного союза, в том числе уголовное и административное, чтобы не образовался правовой вакуум. Надеюсь, все будет сделано вовремя», - выразил уверенность Сергей Глазьев.