Открыл конференцию декан факультета международных отношений Константин Худолей. Затем приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам конференции огласил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Филипп (Рябых). С приветствием к участникам конференции также обратился консул Турции в Санкт-Петербурге Мехмет Чинар.
Пленарное заседание, которое проходило под председательством первого заместителя декана факультета международных отношений к.и.н. Юрия Кузьмина, открыл доклад кандидата политических наук иеромонаха Филиппа (Рябых) "Миротворческие ресурсы религиозной традиции". В своем докладе отец Филипп отметил, что сейчас сложилось мнение, что религия является источником конфликтов. Действительно, заметил он, в христианской традиции нет прямого запрета на насилие. Но, тем не менее, в Христианстве, как отметил докладчик, содержится мощный потенциал миротворчества.
Касаясь современной ситуации, иеромонах Филипп сказал, что в тех условиях, когда конфликты носят ярко выраженный религиозный характер, задача традиционных конфессий - стремиться секуляризировать конфликт, освободить конфликт между национальными общинами от религиозной составляющей. Особенно важно это делать в тех регионах, где существуют напряженные отношения между общинами, сказал он. В качестве позитивного примера иеромонах Филипп привел деятельность Русской Православной Церкви в таких конфликтоопасных регионах, как Чечня и Нагорный Карабах, где во многом благодаря посредническим усилиям РПЦ удалось добиться секуляризации конфликта, а значит, дать религиозным организациям шанс выступить в роли миротворцев. И этим шансом мусульмане и христиане в Нагорном Карабахе воспользовались, подчеркнул он.
Интересным был доклад профессора, доктора политических наук Анастасии Митрофановой, руководителя Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России "Религия в международных отношениях как источник сотрудничества". В своем докладе, анализируя ситуацию в Европе, А.Митрофанова отметила, что для Европы исторически не характерно сосуществование с другими религиями. Для Европы - характерна вражда к иному, что сейчас проявляется в очень жесткой реакции европейских интеллектуалов и общественного мнения на мусульман. В качестве наглядного примера она привела исламофобский фильм "Фитна", который транслируется в интернете, а также известный скандал с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда. Европа не хочет идти на компромисс, отметила докладчица, по ее мнению, Европа органически неспособна создать ситуацию межрелигиозного мира. В России же ситуация принципиально иная. Россия, отметила А.Митрофанова, имеет традицию мирного сосуществования различных конфессий, что позволяет им уживаться в современных условиях, хотя этот мир весьма хрупок.
Кроме того, Митрофанова подчеркнула, что только ислам в нынешних условиях создает общественные и политические структуры на религиозной основе. Ярким примером является организация "Исламская конференция" - единственная организация такого рода, которая вполне успешно существует на протяжении нескольких лет. В качестве позитивного примера докладчица назвала и Исламский банк развития - единственный банк в мире, который дает ссуды без процентов. В православной традиции, отметила она, отношение к ростовщичеству такое же негативное, а потому нет никаких препятствий для создания православного банка, который не брал бы лихву. Но, к сожалению, православные народы пока практически не используют в своих политических интересах потенциал православного единства. Сегодня существует всего лишь одна организация - Парламентская ассамблея православных стран, которая уступает по уровню представительства "Исламской конференции". В связи с этим Митрофанова высказала идею о необходимости создания Ассоциации православных стран на уровне глав государств. К сожалению, отметила докладчица, эта идея не реализуется, так как нет политической воли со стороны главной православной страны - России. Российская элита пока не готова к активным действиям в этом направлении, считает она.
Как ни странно, в полемику с А.Митрофановой по этому вопросу вступил протоиерей Владимир Федоров. По его мнению, идея сотрудничества православных стран в рамках некой организации является тупиковой, потому что у нас нет религиозно-монолитных государств. Возражая священнику, А.Митрофанова отметила, что в организацию Исламской конференции входит целый ряд стран, где мусульмане составляют меньшинство населения, что не мешает им быть членами этой организации. Прискорбно было слушать, как православный священнослужитель, вступив в спор со светским ученым, пытался обосновать мысль о вредности и неосуществимости православного единства.
Докладчица также коснулась еще одного важного вопроса. Современный мир, отметила она, стремительно движется в сторону секуляризма, отказываясь от религиозных ценностей, что является тупиковым путем, так как вне религии не может существовать этика. А без этики невозможно общество.
На пленарном заседании с докладами также выступили генеральный консул республики Азербайджан в Санкт-Петербурге Гудси Османов; координатор молодежного клуба Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя правления фонда "Русский предприниматель" Александр Рудаков, рассказавший об инициативе "Декалог - XXI"; председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятель соборной мечети Петербурга муфтий Джафяр Пончаев; главный редактор журнала "Политикология. Религийа", профессор Белградского университета Миролюб Йевтич; и.о. секретаря отдела по делам дальнего зарубежья ОВЦС МП священник Сергий Звонарев и др.
После пленарного заседания участники конференции разделились на несколько секций, в рамках которых продолжили обсуждение роли религии в современной системе международных отношений. Среди докладчиков на одной из секций конференции был постоянный автор "Русской линии" профессор Харьковского университета, доктор исторических наук Александр Каплин, который предложил участникам конференции сообщение на тему: "И.А.Ильин "о сопротивлении злу мечом" и православное понимание войны".