"Мы не можем опять начать контролировать СМИ - и электронные, и печатные. Нужен госзаказ для телевидения, для театров, вузов. Это могло бы стать мощным влиянием государства в этой сфере", - передает высказывание российского премьера РИА "Новости".
При этом, пожалуй, впервые из уст главы наших правителей мы услышали сетование о том, что настоящий нравственный уровень жизни и культуры, который может держаться только на вероисповедных принципах, а в России прежде всего на православии, сейчас утерян. "В ситуации с воспитанием и моралью государству одному не справиться", - сказал Путин. Он напомнил, что в Российской империи в документах, удостоверяющих личность, не было графы "национальность", но была графа "вероисповедание". "Всё остальное было неважно. А в условиях коммунистической системы был важен партбилет. Тогда были универсальные принципы. Пока этот универсальный принцип мы не можем нащупать", - подчеркнул Путин.
Увы, о "национальной идее" у нас говорят уже давно, но ничего определённого так и не сформулировали. Если так трудно выработать идеологию, то в отношениях со СМИ правительству можно было применить простой способ оздоровления, который в своё время использовал американский президент Рузвельт. В начале 1930?х годов США переживали жесточайший экономический кризис, около 20 млн людей потеряли работу. В городах орудовали тысячи различных банд, люди шли на преступления для того, чтобы выжить. Толпы нищих заполняли улицы в надежде поживиться или найти какую-либо работу. Биржи труда были переполнены, многие заводы и фабрики закрылись.
В этих условиях Рузвельт созвал совещание владельцев и руководителей всех крупных американских издательств и изданий. Свою речь президент начал просто: "Хватит писать о том, что в стране все плохо. Достаточно. Что толку в сообщениях о том, что ещё 100 безработных прыгнули с Бруклинского моста? Так мы разрушим всё и не создадим ничего нового". Он предложил издателям начинать день с хороших новостей и продолжать его очень хорошими новостями. "Мы можем, мы преодолеем, мы - великая нация. Вот что нужно американцам. Не нужно больше плохих новостей, не нужно больше мазать себя смолой", - подытожил в приказном порядке Рузвельт. Этот договор с издателями получил название "Социального договора".
Пока же у нас по-прежнему уповают на сознательность самих владельцев СМИ на то, что при помощи денег можно решить все проблемы. Об этом вчера на совещании по вопросам развития кинематографии, в котором принял участие и Владимир Путин, сказал министр культуры Авдеев.
Справедливый комментарий к этому выступлению и пояснения о положении нашего кино и телевидения в целом дал в интервью агентству "Русская линия" президент Международного кинофорума "Золотой витязь", народный артист России Николай Бурляев. "Российский кинематограф выйдет из кризиса только тогда, когда наша власть осознает, что кино и телевидение - это духовно-стратегическое оружие страны, способное или усиливать государство, активизируя в духовном плане грядущие поколения, или способствовать гибели государства", - сказал он.
По мнению Бурляева, в докладе министра культуры настораживает то обстоятельство, что он видимо не считает нужным "тревожить рыночные условия кинопроцесса". "Это является глубочайшим заблуждением. Нашему кинематографу просто необходимо помочь вырваться из рыночного плена, потому что если всё останется так, как есть, российское кино будет вынуждено подстраиваться под рыночный кинопоток и производить продукцию, понижающую духовный уровень народа. Ведь рынок требует эффектного, шокирующего и искушающего. И задача нашей власти - осознать это. Наши великие режиссеры работали не на рынок, а на душу человека - вот об этом стоит заботиться. И наша задача - помочь новому руководству Минкульта и руководителям нашей страны осознать недопустимость пребывания рынка в культуре", - заключил Николай Бурляев.
Мы должны констатировать, что перестроить наши СМИ в одночасье невозможно и трудно, но слава Богу, что на разных уровнях, в том числе на самом высоком правительственном уровне стали задумываться о необходимости этой перестройки.
Л.Ильюнина