Российские власти, обеспокоенные крайне низким уровнем подготовки специалистов в вузах страны, решили вспомнить дореволюционный опыт, когда университетов было немного, однако образование в них считалось одним из самых лучших в Европе.
На вчерашнем совещании президента России Дмитрия Медведева и министра образования и науки Андрея Фурсенко с научной общественностью страны в Московском инженерно-физическом институте прозвучала мысль о необходимости сокращения числа высших учебных заведений в стране почти в пять раз - с одной тысячи до двухсот. Президент поинтересовался у собравшихся, какие из современных высших учебных заведений действительно дают своим выпускникам качественное образование, а не корочки об окончании университета? На этот вопрос от лица учёных ответил министр образования и науки Андрей Фурсенко.
- У нас в России порядка тысячи вузов. Я считаю, что где-то 150 способны при определенных условиях быть конкурентоспособными, - сказал министр.
- Это меньше, чем 20%. А сколько нам нужно университетов на ваш взгляд? - спросил Медведев.
- Я бы сказал, что это где-то до 50. А высших учебных заведений где-то около 200.
- Тогда Вы сами ответили на мой вопрос. Всё остальное подлежит преобразованию.
Таким образом, в самом ближайшем будущем число вузов в России должно резко сократиться. В царской России было всего 11 университетов, но качество университетского образования в них было на очень высоком уровне. Сравнительно малое число выпускников университетов (найти цифры) объясняется не только ограниченным количеством высококвалифицированных преподавателей. Далеко не всякому, даже способному молодому человеку было по силам освоить в полной мере программу дореволюционного университета. И дело не только в специальной и общеобразовательной подготовке абитуриентов. Не так уж много было в России людей соответствующих весьма престижному званию студента по своему культурному и интеллектуальному уровню. Рядовой выпускник Императорского университета был не только профессионалом европейского уровня по выбранной специальности, но и широко образованным человеком, владеющим всем необходимым арсеналом знаний интеллектуала своего времени. Дореволюционные университеты заслуженно считались научными центрами и нередко становились местом выдающихся научных открытий. Они явили миру имена таких крупнейших ученых, как Толстой, Менделеев, Павлов, Соловьев, Бердяев, Ильин, Сикорский, Капица, Циолковский и многие другие. Большинство современных российских вузов вряд ли могут похвастать чем-то подобным.
В результате гражданской войны и эмиграции университеты недосчитались значительного числа своих научных и преподавательских кадров. Тем не менее, большевицкие вожди, некоторые из которых были сами выпускниками царских университетов, стремились сохранить высокий уровень преподавания в высшей школе. Правда, это касалось только естественных наук, по гуманитариям большевики прошлись как катком по горячему асфальту. Но самое главное - коренным образом изменился контингент учащихся, студентами в подавляющем большинстве оказались люди из низших в культурном смысле слоёв общества. Как бы не старались «старорежимные» профессора, а достичь дореволюционного уровня высшего образования им было уже не по силам, хотя специальную его часть, в первую очередь за счёт катастрофического снижения общеобразовательного уровня, удалось в целом сохранить на должной высоте. А вот интеллектуальная элитарность университетов, присущая им до революции, была потеряна, началось и общее снижение уровня университетского образования, хотя некоторые советские вузы сумели сохранить достаточно высокий стандарт преподавания.
Новым, сокрушительным ударом по высшему образованию стала перестройка. Общая растерянность и низкие зарплаты учёных привели к обескровливанию университетов. В вузах, где и до того было много псевдоученых, специалистов по трудам Маркса, Энгельса и Ленина, стали активно развиваться товарно-денежные отношения. В результате многие институты в стране превратились в места доходного бизнеса, где за определённую сумму можно получить нужную отметку. Одновременно с этим в России в массовом порядке стали открываться новые частные вузы, благодаря чему резко выросло число студентов. По некоторым данным, их сейчас в России более 4-х миллионов.
Решению проблем в сфере высшего образования и было посвящено совещание в Московском инженерно-физическом институте. На нём Дмитрий Медведев обозначил главную задачу - создать в России сеть научно-образовательных центров, которые, по всей видимости, и станут в современных условиях наиболее авторитетными высшими учебными заведениями.
В настоящее время уже существуют Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск) федеральные университеты, объединившие лучшие вузы своих регионов. В планах - создание Дальневосточного, Поволжского и Уральского федеральных университетов. Есть планы создания ведущих отраслевых вузов, например, на базе МИФИ предполагается создать Ядерный университет. Всё это, по мысли президента, должно вернуть авторитет высшему образованию, качественно улучшить научные кадры, и, возможно, привлечь в Россию специалистов со всего мира.
Однако простое сокращение числа вузов и открытие в России крупных научных центров вряд ли само по себе сможет улучшить ситуацию. Поднять высшую школу не удастся, если не будет для этого создан фундамент - привлекательность, престижность научной и преподавательской деятельности. Научные центры, какими бы крупными они ни были, без настоящих специалистов так и останутся конторами по выдаче дипломов. Перед государством стоит задача привлечения в вузы серьезных учёных с желанием честно работать. Рост авторитета учёного в российском обществе просто необходим, в противном случае очень сложно ожидать, что иностранные специалисты поедут в Россию, а отечественные ученые перестанут выезжать за границу.
Одним словом, для решения проблем, существующих в системе высшего образования в России, нужен целый комплекс мер. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
А.Колышкин