В эти дни Россия продолжает жить воспоминаниями о постыдных для её истории страницах - вчера мы отмечали 90-летие со дня расстрела Царской семьи, сегодня чтим память алапаевских новомучеников.
18 июля 1918 года, спустя несколько часов после убийства Царской Семьи, неподалеку от Екатеринбурга в городке Алапаевск зверски убиты - погребены заживо родная сестра последней русской Императрицы - Великая княжна Елизавета Федоровна и князья императорской крови Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, а также инокиня Варвара - сподвижница Елизаветы Федоровны и секретарь великого князя Сергея Михайловича Федор Ремез. Сам Великий князь, оказавший сопротивление убийцам, был убит выстрелом в голову и сброшен вместе с заживо погребенными алапаевскими мучениками в глубокую 60 метровую шахту.
Убиты они были только за то, что принадлежали к Царствующему Дому Романовых. И не было принято во внимание, что никто из мучеников не запятнал своего имени низкими поступками и достойно служил Родине. Погибшие в алапаевской шахте люди не плели интриг, не были участниками великосветских скандалов, все они были добрыми христианами, честно служили своей Родине на том месте, куда их Бог поставил, - все князья, как это было традиционно для дворянского сословия, несли военную службу, в годы Первой Мировой войны участвовали в военных действиях, отличались храбростью и верностью Отечеству и Престолу.
Великая Княгиня Елизавета Федоровна на протяжении всей своей жизни заботилась о бедных, больных, сиротах. Такой она была в то время, когда была женой генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича, такой оставалась и после того, как он был убит террористом в 1905 году.
Во время Первой Мировой войны, в основанной Елизаветой Федоровной в Москве Марфо-Мариинском обители был открыт госпиталь для раненых, устроен приют для сирот. Великая княгиня ухаживала за безнадежными больными, ассистировала при операциях, обходила ночлежки печально знаменитого Хитрова рынка и пыталась помочь опустившимся людям, а детей их старалась устроить в учебные заведения на полное государственное содержание.
Добрые дела не спасли Великую княгиню в земной жизни. Но смерть свою она приняла так, что потрясла всех её свидетелей торжеством несгибаемой веры в Бога. Своих убийц она встретила голгофской молитвой: "Господи, прости им, ибо не ведают, что творят". Убийцы сбросили её шахту, но и на дне её, полуживая, израненная, Елизавета Фёдоровна продолжала возносить молитвословия Богу.
Когда через три месяца после убийства тела алапаевских мучеников были извлечены из шахты, то рядом с Елизаветой Федоровной обнаружили тело князя Иоанна Константиновича с перевязанной раной. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами головы, она и в последние минуты своей жизни стремилась облегчить страдания ближнего.
Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным. По завещанию «Великой Матушки» - так нередко называли Великую княгиню-инокиню - её нетленные останки, а также останки её верной спутницы инокини Варвары были перевезены в Иерусалим, где они почивают и ныне в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Мощи же других алапаевских мучеников вместе с отступавшей Белой армией попали в Китай.
Незадолго перед смертью Елизавета Федоровна пророчествовала: «России больше нет, но Русь Святая не может умереть». Доказательством справедливости этих слов является событие, произошедшее в нашей стране три года назад. Почти целый год останки преподобномученицы Елизаветы, признанные Церковью святыми мощами, находились в России. За это время они побывали в 140 городах, и миллионы людей в России и ближнем зарубежье имели возможность приложиться к ним. Люди готовы были часами стоять в многочасовой очередях, чтобы принести слова молитвы той, которая отдала свою жизнь за ближних своих и является образцом чистоты, благородства и мужества.
И сегодня тысячи людей прошли крестным ходом от места последнего заключения мучеников до шахты под Алапаевском, где стоит поклонный крест. В монастыре, воздвигнутом в память о святых новомучениках на месте их гибели, была отслужена торжественная Божественная Литургия.
Почитание преподобномученицы Елизаветы после причисления её Русской Православной Церковью к лику святых в 1992 году стало повсеместным, сейчас же стоит вопрос о канонизации всех алапаевских мучеников и возвращении из Китая на Родину их честных останков.
Великая княгиня Елизавета и погибшие в Алапаевские князья являются поистине цветом русской нации, ее настоящей элитой. Настала пора менять ориентиры и от увековечения памяти цареубийц, имена которых ещё носят улицы наших городов и сёл, перейти к возвращению из забвения тех, кто по-настоящему достоин всенародного почитания.
Л.Ильюнина