Сюжет:
1. История вопроса
2. Беспомощность светского государства перед религиозными преступлениями
3. Как действовало в этом случае законодательство Российской Империи
4. Что можно было бы использовать из старого опыта в наше время
5. Актуальность вопроса в связи с прогнозом об аномально-религиозном веке
15 июля в Пензе состоялось закрытое судебное заседание над главой «пензенских затворников» Павлом Кузнецовым. Напомним, что в ноябре 2007 года 35 человек, в том числе четверо детей, оставили обычную жизнь и, запасшись продуктами на полгода вперёд, переселились под землю, найдя для этого вместительную землянку вблизи села Никольское в Пензенской области. Как вскоре выяснилось, причиной массового затворничества стали особые религиозные убеждения духовных чад одного местного жителя, наставника секты "Горный Иерусалим" Петра Кузнецова. Он объявил своим последователям, что на следующую пасху - весной 2008 года наступит конец света, и единственный способ спастись от окружающих антихристовых сил - укрыться от них в под землёй и там дождаться Второго пришествия Иисуса Христа. Сам Кузнецов остался на поверхности, чтобы, по его словам, очищать от снега воздушные клапаны, через которые люди дышат, и координировать деятельность других своих последователей, пока ещё остающихся в миру.
Добровольный уход секты в подземелье вызвал широкий общественный резонанс, в Никольское потянулись журналисты, политики, общественные деятели, психологи, экстрасенсы. У входа в землянку пришлось выставить милицейский пост. Затворников уговаривали выйти из заточения, но они наотрез отказывались, пока вовсе не прекратили всякое общение с внешним миром. С приходом весны часть сектантов выбралась на поверхность, а через две недели после Пасхи, так и не дождавшись запланированного Кузнецовым конца света, землянку покинули последние затворники. Две сектантки Пасхи не дождались - они скончались в землянке и были там же похоронены своими единоверцами.
По свежим следам, ещё в ноябре прошлого года, областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Кузнецова за «организацию объединения, посягающего на личность и права граждан». Максимальное наказание по этой статье - лишение свободы до 3-х лет. Затем Кузнецову было предъявлено и более серьёзное обвинение - по ст. 282-ой - «возбуждение религиозной ненависти» (?!). В ходе следствия Кузнецов был подвергнут психиатрической экспертизе и признан невменяемым, то есть не отвечающим за свои действия. Начавшийся суд должен или опровергнуть выводы экспертизы, или подтвердить их. В первом случае лидера сектантов ждёт заключение в колонии общего режима, во втором - длительное «лечение» в психбольнице. Начавшийся процесс проходит за закрытыми дверями, все его участники дали подписку о неразглашении хода судебного разбирательства, но уже сейчас всем понятно, что «разобрать» светский суд это дело не сможет именно потому, что суд этот нерелигиозный.
Надо бы честно признать, что светское правовое государство бессильно пред религиозными преступлениями. Об этом свидетельствовала и тональность сообщений о пензенских сидельцах на протяжении тех месяцев, пока они пребывали в затворе. Очевидно, что при полной свободе вероисповедания, деятельность пензенских сектантов не подпадает ни под одну статью уголовного закона. А значит, остаётся совершенно непонятным, как ее пресечь?
Такое же явление мы не так давно наблюдали и в Америке, когда к лидерам одной из сект, склонявшим своих последователей к самоубийству, власти не могли применить мер пресечения до тех пор, пока не начались случаи массового самоубийства.
Дело Кузнецова в ближайшем будущем закроют, но встает вопрос: что делать в дальнейшем, если подобные эксцессы будут продолжаться?
Тем более, что адепты сектанта уже пытались выкопать вторую пещеру. Более того, один из пензенских религиозных фанатиков Виталий Недогон обещает, что «они вернутся, когда в мире будут серьезные катаклизмы». Что должно делать государство с такими настроениями и с такими людьми?
Не всегда власти России терялись в таких вопросах. К примеру, в законодательстве Российской империи на первом месте в числе уголовно наказуемых деяний стояли «преступления против веры», некоторые из этих преступлений карались даже смертной казнью.
В дореволюционной России государство не было безразличным к тому, во что человек верит. Так же дифференцировано власть относилась и к нравственной жизни своих граждан. К примеру, если православному за двоежёнство грозило строгое наказание, то мусульманин в аналогичной ситуации должен был лишь зафиксировать факт брака. Такое кажущееся «неравноправие» позволяло сохранять в народах, населяющих Российскую империю, традиционные ценности. Уравниловка в религиозных и нравственных вопросах вместо упорядочения межрелигиозных отношений приводит к вероисповедальному хаосу, о чём красноречиво говорит случай с пензенской сектой Петра Кузнецова. Возможно настала пора пересмотреть религиозное законодательство и упорядочить отношения различных религий, во всяком случае не уравнивая в правах, как это происходит сейчас, тоталитарную секту и традиционную религию.
Наш век некоторыми философами и учеными уже назван веком аномальной религиозности, которая со временем будет все более возрастать. Светское государство ныне по сути не готово к вызовам времени. Пензенские сидельцы - это только первая ласточка, а что будет, если не дай Бог, они полетят стаями? Уже сейчас нужно задумываться над выработкой инструментария для борьбы с массовыми религиозными психозами, угрожающими жизни и здоровью людей и воспользоваться опытом прошлого, когда государство заботилось не только о материальном, но и о нравственном, и о духовном благополучии своих граждан.
Л.Ильюнина