Секция "Церковное искусство" прошла в рамках Рождественских чтений

Новости Москвы 
0
69
Время на чтение 3 минуты
Секция "Церковное искусство" состоялась 26 января в рамках Рождественских образовательных чтений. Заседание, работу которого координировали декан факультета церковно-исторической живописи РПУ св. ап. Иоанна Богослова, доктор искусствоведения Михаил Соколов и преподаватель Библейско-богословского института св. ап. Андрея Первозванного и РПУ св. ап. Иоанна Богослова искусствовед Ирина Языкова, прошло в Государственном литературном музее в Москве.
С докладом "Проблема канона в древнерусской традиции" выступила сотрудник НИИ Российской академии художеств, кандидат искусствоведения И. Бусева-Давыдова. Рассказывая об истории появления иконописной традиции, докладчица отметила, что первоначально художники использовали в иконописи язык античной живописи, за что получали упреки от противников иконопочитания. В то время Церковь относилась к иконе прагматически: чтобы верующие могли читать на ней то, чего не могли прочесть в текстах. Канон же в области художественной формы и как кодифицированное постановление в иконописи никогда не существовал. Можно говорить о традиции, которая сформировалась за столетия развития церковной живописи и приобрела, особенно на Руси, силу "неписаного канона". Когда говорят "канон" - имеют ввиду прежде всего эту традицию, которая сохранилась в XVIII-XIX веках благодаря старообрядцам, подчеркнула И. Бусева-Давыдова. Во второй половине XIX - начале ХХ веков традиция приобрела особое значение для русской Церкви. В то же время продолжало существовать и академическое направление. В современной иконописи, по словам искусствоведа, "насаждается" стилистика древнерусской иконы. "Хотелось бы, чтобы художники осознавали, что этот путь не является единственным путем, который ведет к храму", - заключила докладчица.
Профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, кандидат искусствоведения Г. Колпакова выступила с докладом "К истории сложения алтарной преграды". Иконостас - квинтэссенция византийско-русской традиции, и в истории его появления докладчица выделила и продемонстрировала на слайдах несколько этапов. Один из них - средне-византийский - был особенно значим. "Отправной точкой" для любой алтарной преграды служит раннехристианская преграда, или пастигиум: в нем находились серебряные или позолоченные скульптуры Христа и апостолов. Пастигиумы появились, когда в Церковь "пришли массы неофитов и, в отличие от катакомбного периода Церкви, понадобилось отделить мир священнослужителей от мира предстоящих и верных". Другая причина появления пастигиума - репрезентативная: пастигиум представлял Христа и апостолов как действующую новую власть. Вторым этапом формирования конструкции, отделявшей алтарь от остального пространства, признается доиконоборческий период, время V-VI веков. Возникновение преграды следует связывать с архитектурными и литургическими изменениями, а также заменой процессионного раннехристианского богослужения на статичное, перенос литургической активности в центр храма. Ключевым моментом стало появление амвона, ставшего средоточием богослужения. Алтарная преграда исчерпала себя к концу VII века по мере развития драматургии литургии. В дальнейшем алтарная преграда становится плоским барьером, и обретает новый смысл: становится проекцией алтаря, престола. Представление о том, что алтарная преграда стала закрываться иконами, является ложным, утверждает искусствовед. Иконостас появился только в XVIII-XIX столетиях.
Преподаватель Общедоступного православного университета А. Меня Л. Ратнер представила доклад "Пространство как диалог в "Троице" Андрея Рублева". Докладчица отметила, что художник использовал "систему обратной перспективы", которая дает возможность зрителю ощутить себя "внутри иконы". Это позволяет молящимся "обретать иконное пространство"; икона становится "окном в вечность".
О традиции оформления рак святых мощей рассказала И. Соколова, сотрудник музеев Московского Кремля. В древней Руси, в отличие от античности и средневекового Запада, традиция скульптурного изображения умерших на надгробиях существовала только по отношению к святым, отметила И. Соколова. Этим подчеркивается важнейшее качество святых тел - их нетление. Таким образом, все сохранившиеся до нашего времени скульптуры позднего средневековья (XVI-XVII вв.) - рельефные фигуры - помещались на крышке саркофага. Скульптурное изображение, близкое к реальному, с устойчивыми чертами лица, свидетельствует о практике "приходить" к святому и обращаться к нему "как к живому". Святителя, как правило, изображали с Евангелием в левой руке, преподобного - со свитком. Существует мнение о связи русских надгробий с Византией, сообщила далее докладчица, отметив при этом, что по мнению известного искусствоведа Игоря Грабаря, российский опыт скорее связан с традицией погребения святых в открытых гробах (например, в Киево-Печерской лавре).
Драгоценный металл, из которого изготовлялись скульптурные надгробия, стал причиной гибели многих из них, и до нас дошли только деревянные скульптуры XVI-XVII веков. В XVII веке традиция угасает - предпочтение отдается ракам с гладкими крышками.
Ирина Языкова рассказала о творческом наследии иконописца инока Григория Круга. Изложив биографию художника (родившегося в России и состоявшегося как иконописец в эмиграции, принявшего монашество) докладчица продемонстрировала на слайдах копии его работ. Именно Григорий Круг открыл для Запада русскую икону, отметила И. Языкова. "Его работы отличаются индивидуальной манерой; как наследник модерна он уделяет внимание силуэту, эффекту красочного пятна", - подчеркнула искусствовед. В творчестве о. Григория воплощен исихастский опыт, но это может быть отдельной темой для исследования, сказала Ирина Языкова.
Благовест-инфо / Седмица.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Сергей Швецов
11.12.2024 21:10
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25