Владыка Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский -
личность поистине уникальная. Возглавляемая им епархия Русской
Православной церкви существует в условиях, назвать которые непростыми -
это значит сильно ситуацию приукрасить. Но даже в этих условиях и сам
владыка Питирим, и вверенная ему епархия ведут работу, направленную не
только на духовное окормление наших соотечественников в Таджикистане, но
и буквально спасают некоторых из них от смерти физической.
7 июня Его Преосвященству, за неделю до этого принявшему участие в
XI страновой конференции российских соотечественников в Таджикистане, исполнилось 50 лет, на юбилей владыки специально приехал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
- Ваше Преосвященство, спасибо Вам большое за то, что уделили
время из Вашего плотного графика. Позвольте присоединиться к
поздравлениям по поводу Вашего юбилея и задать несколько вопросов
относительно деятельности Вашей и вверенной Вам епархии.
Таджикистан - страна, по преимуществу, мусульманская. А какую роль играет Православие в жизни таджикистанского общества?
- На первый, поверхностный взгляд - незаметную. Но если послушать
рассказы наших прихожан, переживших здесь в 1990-е годы гражданскую
войну, то значение Православия в Таджикистане окажется судьбоносным. В
самые опасные минуты покровитель Душанбе святитель Николай Мирликийский
сам спасал людей - выводил их из-под обстрела, предупреждал о
смертельной опасности. А одной женщине было откровение во сне: она
видела стекающую на город черную лавину вооруженных людей, но появился
святой Николай Чудотворец, раскинул в сторону руки - и вся эта армада
остановилась.
В мирное же время в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Душанбе
каждый день совершается Божественная литургия, за которой священники
молятся и мире на таджикской земле, властях и воинстве, о благосостоянии
этой страны и всего мира. Молитва за литургией имеет великую силу.
Но помимо молитвенного делания, мы осуществляем и просветительскую
миссию - ту, которую начали здесь 150 лет назад наши славные предки.
Православные верующие во всех храмах Таджикистана приобщаются к русской
православной традиции. А это и русский и церковнославянский языки и
литература, это отечественная история, церковная певческая культура,
церковные праздники и посты - это все наши корни, которые питают древо
православного русского мира, как бы широко ни раскинулись его могучие
ветви. Окружающие нас мусульмане очень внимательно смотрят, как мы
живем, как веруем, и по нашим делам судят о нашей вере. А это большая
ответственность - свидетельствовать своей жизнью истинность христианской
веры.
- С какими нуждами, по преимуществу, сталкиваются прихожане вверенной Вам епархии и как епархия помогает в их разрешении?
- В основном - это трудности материального порядка. Таджикистан -
самая бедная страна СНГ. К тому же здесь недавно прошла опустошительная
война, последствия которой самым трагическим образом отразились и на
наших соотечественниках. Большинство из них стали беженцами. Но те, кто
остались, находятся порой в самых бедственных обстоятельствах. Самые
незащищенные - это пожилые люди, у которых мизерная пенсия. Наших
престарелых прихожан мы материально поддерживаем: по церковным
праздникам оказываем им финансовую помощь, кормим, помогаем продуктами,
одеждой.
Но если в столице и крупных городах, где у нас есть православные
храмы, мы еще можем отслеживать ситуацию, то в дальних кишлаках можно
столкнуться со случаями поистине трагическими. Приведу два последних
случая, которых, я уверен, гораздо больше. Русская мать-одиночка,
инвалид, с двумя детьми, мальчиками 16-ти и 6-ти лет, без работы,
никаких средств к существованию нет вообще - социальные службы тут
практически не работают. Спрашиваю: а на что вы живете, как питаетесь?
Ответ: что соседи-таджики подадут, то и едим. Потом выясняется, что
старший сын ни разу в жизни не ел мясо, поэтому в свои 16 лет выглядит
как 12-летний. И уже не может есть мясо, которым его пытались накормить в
храме, - его тошнит.
Другая история. Мать, русская, с тремя детьми от 16-ти и младше,
беременная четвертым от русского мужика, который не хочет работать. У
них разрушился дом этой зимой. Осталась крохотная кухонька, которая в
любой момент может рухнуть на жильцов. Жить негде. С финансами та же
ситуация - что соседи-таджики подадут, то и едят. Благо, что соседи
добрые, хотя сами сильно нуждаются. Мы бросили клич в соцсетях - собрали
более ста тысяч рублей и с
бескорыстной помощью соседей-мусульман построили
бедной женщине новый дом. И есть еще два таких случая с рухнувшими
домами, правда, детей там нет. Хотя мы сами не имеем практически никакой
помощи ниоткуда, но стараемся помогать в таких ситуациях. Я сам пишу
обращения
на своей странице в Фейсбуке, и добрые люди отзываются. Но вот как-то планировать такую работу мы не можем, потому что нет постоянного финансирования.
- А сама епархия как структура - чем могли бы ей помочь
желающие, чтобы Православие продолжало занимать достойное место в ряду
других конфессий, представленных в Таджикистане?
- Самая большая наша нужда - это кадры. У нас нет регента даже
архиерейского хора, не говоря уже про все остальные. Никто в Таджикистан
ехать не хочет. Прошли времена энтузиастов-бессребреников. Посулами о
великой награде в Царстве Небесном современного человека на подвиг
служения Богу не призовешь. А ведь это не высокие слова - это
действительно так - самая большая награда там, где самая большая нужда.
Мне нужны священники-монахи, пономари, певчие; повара даже нет,
который мог бы готовить пищу в соответствии с нашими православными
традициями - постами и праздниками. Ну и, конечно, любая финансовая
помощь нам крайне необходима, как на развитие просветительской
деятельности, так и на социальное служение.
- Известно, что епархия не только духовно окормляет своих
прихожан, но и участвует в целом ряде социальных, учебных, общественных
проектов. Какие из них Вам представляются наиболее важными?
- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но если говорить на
перспективу, то нам нужна не разовая, а постоянная материальная помощь
для содержания и оплаты труда сотрудникам духовно-просветительского
центра, который мы строим в Душанбе и где планируем открыть курсы
русского языка и литературы, истории и традиции не только для российских
соотечественников, но и для всех желающих приобщиться к русской
культуре. Поддержка наших социальных проектов тоже очень нужна - чем
беднее страна, тем больше в ней остро нуждающихся в материальной помощи.
Такое служение ближнему никогда не останется без особого Божьего
благословения. Есть у нас и молодежные проекты - летние лагеря в горах,
конкурсы, фестивали, которые могут проходить на достойном уровне только
при помощи благодетелей. А вот с благодетелями здесь трудно.
Местный бизнес находится в очень тяжелых условиях и не спешит
оказывать помощь. А российские бизнесмены открыто говорят, что в
Таджикистане они не будут поддерживать гуманитарные и социальные
проекты. Почему, я не знаю. Но это очень грустно - ведь помогать нужно в
первую очередь тем, кто больше нуждается.
- Вопрос скорее личного характера - какими Вы видите Ваших прихожан? Кто они?
- Это люди, которые безумно любят Россию. Они жадно «впиваются» в
каждое новое лицо, прибывшее из их родного Отечества. И все им нравится:
и то, что беленькие, чистенькие, и говор чисто русский, без акцента, и
спокойная манера общения - все вызывает восторг и умиление. Люди здесь
очень гостеприимные и шумные, как все южане. Но на службе в храме ведут
себя очень тихо. И рады каждому русскому, приехавшему к ним научить их
быть русскими. А оказывается, что у них самих многому можно научиться -
терпению, выносливости, радушию, гостеприимству, уважению к старшим.
- Не секрет, что сейчас очень многие наши соотечественники, как в
Таджикистане, так и за его пределами, особенно остро нужда
ются в
духовной поддержке, задаваясь вопросами о том, как в наше непростое
время, когда мир меняется буквально на глазах, строить свою жизнь
дальше. Что бы Вы сказали им в качестве духовного напутствия?
- Современный мир сильно поляризуется: все более четко обозначаются
границы двух экзистенциальных полюсов - духовного и бездуховного. В
православной аксиологии - это истинное христианство и антихристианство.
Совмещать и то и другое становится все более неудобно - слишком уж
откровенно заявляют себя враги Христовой Церкви. В такие времена
христиане вставали на путь исповедничества и мученичества.
Главным духовным подвигом в наше время становится твердое и
бескомпромиссное свидетельство, что ты христианин, который
придерживается традиционных ценностей христианства, не разменивая их на
удобные и модные побрякушки. Слова Бога к Ангелу Филадельфийской Церкви
из «Апокалипсиса» святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
обращены ко всем ныне живущим на земле "И как ты сохранил слово терпения
Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю
вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откровение 3: 10).
- Спасибо большое, Ваше Преосвященство!
Пресс-служба Московского Дома соотечественника
http://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/6192684.html