Последние 20 лет школа держалась за счёт советского запаса прочности. Слава Богу, ещё работают учителя-пенсионеры советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых долго в школе не выдерживают, при мне каждый год приходили молодые специалисты, но больше года никто не работал. Уходили и устраивались где угодно: продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры - лишь бы не в школе! Остаются в основном приспособленцы, равнодушные, те, кому наплевать на деградацию детей.
ЕГЭ - это диверсия против остатков советской школы. Во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплинам и русскому языку - это глупость. Сам не раз сталкивался с такими вопросами, когда можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. Ведь по истории и обществознанию надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, но ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции, хотя, когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней. Пример: выпускной класс, ученик в каждой четверти получал две-три двойки по русскому, а по итогам ЕГЭ у него отлично. Интересно то, что он сын местного «олигарха». Получается, система закрепляет разделение россиян на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно: учителя позволяют списывать (шпаргалки в туалетах и т.д.), нередко учителя сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают). Почему? Да потому, что провал учеников - это провал школы, пятно на репутации учебного заведения. Да, кстати, по договорённости родственники-умники из младших классов могут пойти и сдать ЕГЭ за выпускников. В-третьих, ЕГЭ крадёт время у основной программы: учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить показатели, а страдает общая программа. Каковы же меры спасения нашего образования?
Образование любого уровня должно быть безплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и всех остальных. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком, в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.
Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений со Средних веков) на методологическую: не грузить детей массивами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это сократит курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы - до 3-4 лет.
В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, так как из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек - женщин. Психология, заложенная Богом и природой, у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы, с введением в программу занятий, где мальчики и девочки разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее миропонимание.
Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов начиная с 4-го класса.
Создать и внедрить программу здорового образа жизни для всех образовательно-воспитательных учреждений, начиная с системы закаливания, кончая рукопашным боем. Восстановить спортивные сооружения, построить новые. В каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн - плавание всем полезно и устраняет уже имеющиеся дефекты - и открытый зимний каток.
Возродить безплатную систему Домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола.
Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, в том числе освоение новой техники и технологий. Повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя вуза и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения. А это значит обезпечить достойную оплату, а в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, выдать личный автомобиль, безплатное жильё (после 15-20 лет работы), съёмную квартиру или дом, если нет жилья для молодых специалистов. Не принимать пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников.
Вернуть в школы мужчин-учителей, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием. Необходим возврат на первом этапе восстановления к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-х годов: можно переиздать учебники того времени. В те годы по интеллектуальному развитию, образованности молодёжь СССР занимала 1-2-е место в мире. Но включить в учебники лучшие наработки последнего времени, например опыт школы Щетинина.
Осуществлять всестороннюю поддержку талантливой молодёжи и лучших учащихся - безплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу... Дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, кошелёк родителей и их связи.
Александр САМСОНОВ