«Мы постоянно нуждались в его молитвах»

Памяти митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги)

0
376
Время на чтение 7 минут
25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о прославлении митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима, в лике святых в составе Собора преподобных отцев Глинских (память 9/22 сентября). Владыка Серафим - один из духоносных старцев XX века. Публикуем отрывки из книги Зиновия Чеснокова «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима».
 
Преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит Тетрицкаройский
Преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит Тетрицкаройский

Гонения начала XX века по своей чудовищности и силе сопоставимы, наверное, только с гонениями на христиан в первые века. Подобно многим мученикам за веру, преподобный Зиновий был без вины арестован и почти пять лет находился в заключении, в лагерях, где перенес многие притеснения и издевательства. Своим смирением и терпением он завоевывал уважение как у заключенных, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей. Он не закрепил своего мученичества кровью, но претерпел достаточно скорбей и страданий.

Отец Георгий Пильгуев пишет, что никогда не видел владыку Зиновия, отца Андроника или отца Серафима раздраженными, недовольными. Всегда у них находилось теплое слово для верующих, «в радости - радоваться вместе, в скорбях - понимать свои скорби, но не падать духом. Они все тяжести житейские перенесли достойно и достойно отошли в жизнь вечную»[1].

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «"Владыка Зиновий научил меня катиться круглым камушком ко всем людям", - и проявлял великую любовь и терпение, чтобы привлечь человека к Богу, пробудить в нем желание спастись в вечной жизни»[2].

«Митрополит Зиновий был человеком высокой культуры. Он много читал, особенно любил книги, посвященные церковной истории, архитектуре и иконописи»[3].

Владыка был кротким и смиренным. Примером своей жизни он учил других тому, как надо жить, как надо любить Бога. Люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добродетелям. Пастыри Церкви Христовой учились его духовности, старались достичь ее и в своей деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пишет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, которую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании, во всей моей пастырской деятельности. В нем чувствовалось воспитание того монастыря, в котором он прошел все послушания до принятия священного сана, и это послушание проходит красной нитью во всей его жизни до конца дней»[4]. На нем поистине исполнились слова Христа Спасителя: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).

«Владыка никогда ни на что не роптал. Рассказывал с радостью даже о самых трудных годах своей жизни»

Отец Александр Чесноков вспоминает: «Он никогда ни на что не роптал. Рассказывал в основном с радостью даже о самых трудных годах своей жизни, никогда никого не обвинял и не ругал, и было видно, что он давно все принимает как от руки Божией. Он общался с Богом через молитву. Владыка Зиновий так возлюбил Бога, что ему уже было "легко", он был ко всему готов. Он полностью исполнил заповедь Иисуса Христа: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 19: 19)»[5]. Преподобный Зиновий любил Бога и каждого человека. Каждый, даже просто переговоривший с ним, уходил от него духовно удовлетворенным и чувствовал, какая благодать исходит от старца.

Отец Александр рассказывает также, что «беседы владыки Зиновия, преисполненные истинного смирения и в то же время пронизанные твердой уверенностью, согревали сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению»[6]. К нему в полной мере можно отнести слова Христа Спасителя: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19).

Вспоминая встречу с владыкой Зиновием, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) пишет, что, будучи еще архимандритом, он впервые увидел «сердцем необыкновенного архиерея - тогда архиепископа русской общины в Грузии. Беседа длилась не более получаса. Но через нее владыка перелил со своей души живую веру на меня»[7].

Кетеван Захаровна Нуцубидзе рассказывает: «Наш дорогой владыка Зиновий после Святейшего Каллистрата, Патриарха всея Грузии, был единственным в духовном мире упованием, надеждой и облегчением в трудные дни для всего нашего семейства и особенно для моего супруга - академика Шалвы Исааковича Нуцубидзе. К владыке особенно бережно относились все Патриархи от Святейшего Каллистрата до Святейшего Илии II. Они чтили его как святого и считались с ним. Шалва Исаакович ценил владыку за то, что он столь заботливое попечение оказывал молодым людям, которые всегда во множестве окружали его, направляя их, в первую очередь, на учебу в высшие учебные заведения... Добрейший из добрых, владыка Зиновий всегда был рад помочь человеку, при этом часто опережал просьбу, делая это как бы от себя»[8].

Вокруг владыки царила атмосфера духовной любви и благодати, и она благотворно действовала на физическое самочувствие людей и исцеляла их телесные немощи. «Нас особо привлекала его глубокая духовность, скромность и всеобъемлющая человечность, простота и ясность в суждении, - говорит Кетеван Захаровна. - Первое, с чем владыка обратился к Шалве Исааковичу, была просьба помочь его молодым воспитанникам получить высшее образование. Эта помощь продолжалась до конца жизни владыки... Мы постоянно нуждались в молитвах владыки Зиновия, так как всегда чувствовали живую мощь его духовности. Он был для нас истинным святым, на духовную помощь всегда можно было рассчитывать, надеяться как на посредника со Всевышним»[9].

«Душа священника, - по слову святого Иоанна Златоуста, - должна со всех сторон блистать красотой, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него»[10]. Скорби, испытания и болезни владыка Зиновий всегда принимал как от руки Божией. Словом и своим примером он и других учил во всем видеть всеблагой Промысл Божий. «Вспоминая о горестных обстоятельствах своей жизни, он с озаренным лицом говорил, что никогда не скорбел, но радовался испытаниям, непрестанно молился, благодарил свою Небесную Покровительницу за все Ее милости, особенно за то, что Матерь Божия сподобила его проходить церковное служение в Иверии - земном Ее жребии»[11]. Люди, видя то, как старец все свое упование возлагал на Промысл Божий и никогда не роптал, старались жить по его примеру.

Кетеван Захаровна также пишет: «С первой встречи навсегда запомнилось, что владыка жил не для себя, а для другого человека, судьба которого его всегда волновала. И с полной отдачей как духовно, так и материально облегчал он существование его окружающих»[12].

Владыка Зиновий был благородным человеком. Г.А. Гзиришвили вспоминает: «Его лицо, голос, каждый поступок был пронизан благородством. Таким он останется в нашей памяти и будет жить в наших сердцах всегда».

Преподобне отче Зиновие, моли Бога о нас!

Зиновий Чесноков

25 марта 2016 г.

Рейтинг: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об ее отцах // Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков: Диссертация канд. богословия. Приложение: Т. 2. Загорск, 1990. С. 67.

[2] О жизни схиархимандрита Виталия: Воспоминания духовных чад, письма, поучения. М., 2008. С. 138.

[3] Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 1. СПб., 2001. С. 300.

[4] Диденко Михаил, протоиерей. [Воспоминания]. Машинопись. Архив Зиновия Чеснокова.

[5] Чесноков Александр. Старец-святитель Зиновий // Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков. Приложение: Т. 2. С. 82.

[6] Там же. С. 83.

[7] Евлогий (Смирнов), архиепископ. [Воспоминания], 2008 г. Машинопись. Архив Зиновия Чеснокова.

[8] Чесноков Александр. Старец-святитель Зиновий. С. 83-84.

[9] Нуцубидзе К.З. Воспоминание о владыке Зиновии // Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков. Приложение: Т. 2. С. 127.

[10] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1895. С. 416.

[11] Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 1. С. 300.

[12] Нуцубидзе К.З. Воспоминание о владыке Зиновии. С. 127-128.

http://www.pravoslavie.ru/91841.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зиновий Чесноков
«Он участвовал в страданиях за Христа»
О подвиге мученика и исповедника воина Евгения Родионова
16.06.2021
«Сердцем моим страдаю о вас»
О схиархимандрите Серафиме (Романцове)
11.07.2016
Духовные дары старца
Зиновий Чесноков о жизни глинского подвижника преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима, – к 30-летию со дня его преставления и к 5-летию со дня прославления
12.11.2015
Глинский старец митрополит Зиновий
К пятилетию прославления
23.09.2015
Все статьи Зиновий Чесноков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06