В таком крупном и многолюдном городе, как Александрия, минуты тишины очень редки. С раннего утра до глубокой ночи по его улицам снуют люди, вечно куда-то спешащие, не дремлет стража, готовая в любой момент поймать нарушителя, бодрствуют любители приключений и легкой наживы. И все равно мгновения относительного покоя наступают и здесь. Их-то и ждали венецианские купцы Буоно и Рустико. Они приехали сюда, чтобы спасти великую святыню от поругания и уничтожения.
Сейчас мужчины несли корзину в порт. Переживая, то сбавляя, то прибавляя шаг, путешественники, наконец, добрались до корабля. Поставив корзину в трюм, предприимчивые торговцы завалили ее свиными тушками. Их расчет был прост: Александрия - город мусульманский, а Коран строго-настрого запрещает правоверным даже прикасаться к мясу свиней. Благочестивые похитители очень надеялись, что таможенники-арабы при досмотре побрезгуют проверять содержимое трюмов. Правда, если бы инспекторы оказались настойчивыми, то, скорее всего, горемыкам было не сносить своих голов.
Но Господь уберег их от самой худшей развязки. Таможня пропустила корабль, ограничившись поверхностным досмотром судна. Зимним утром 828 года венецианская галера покинула крупнейший порт Африки и взяла курс на север. С собою моряки везли мощи апостола Марка. Они плыли домой.
В жилах будущего евангелиста текла еврейская кровь, сам он исповедовал иудейскую веру, а при обрезании ему дали имя Иоанн. Но, являясь соплеменником Христа и Его учеников, Марк был вполне себе эллинистическим человеком, который не чурался греко-римской культуры и ощущал себя частью современного ему общества. Впоследствии это не раз помогало апостолу нести свет Евангелия в разные уголки тогдашнего цивилизованного мира.
Нам доподлинно неизвестно, где родился Марк. Одни предания говорят о том, что он происходил из ливийского города Кирены, другие - что его родиной был Иерусалим. Вполне вероятно, верны обе версии - во времена Христа многие зажиточные евреи в поисках лучшей жизни переезжали в другие страны, но при этом не теряли связь с домом, где оставалось их движимое и недвижимое имущество. Книга Деяний говорит, что мать Марка имела в Иерусалиме дом. Это может свидетельствовать как о столичном происхождении апостола, так и обеспеченности его родителей.
Церковь причислила евангелиста к числу семидесяти учеников Иисуса. Сначала его встречи со Спасителем носили эпизодический характер, хотя, бесспорно, он активно участвовал в жизни апостольской братии. Он даже был со всеми, когда Христа арестовали в Гефсимании, - по преданию, обнаженный юноша, которого едва не схватили солдаты, и Марк - одно и то же лицо.
После Вознесения Христа Иоанн-Марк примкнул к Павлу и Варнаве, участвуя в образовании и утверждении первых общин в Палестине, но потом он перешел под руководство Петра и был его спутником. Примерно в конце 50-х годов он прибыл в Рим, где написал евангелие, ставшее второй книгой новозаветного канона. Марк создавал свою книгу, когда проповедь стала выходить за рамки Палестины, и было принципиально важно подчеркнуть подлинность божественности Христа. Как ученику Петра, с чьих слов и был написан евангельский рассказ, этому евангелисту была дорога сама мысль о том, что великий и непостижимый Творец стал человеком ради спасения людей. Для Марка Христос - Спаситель и Царь мира, именно поэтому в эпоху Средневековья символом этого евангелиста стал лев - владыка всех зверей.
После кончины Петра, а затем и Павла, Марк постоянно трудился в Северной Африке, в Александрии. Здесь он основал мощную христианскую общину. Также апостол посещал и внутренние области Египта, был в Ливии. Примерно в середине 60-х годов апостол поселился в доме александрийского обувщика Анании, которому исцелил больную руку. Анания после несколько бесед уверовал во Христа и принял Крещение. Дом мастера стал своеобразным центром проповеди - сюда каждый день стекались толпы, чтобы послушать уже немолодого проповедника, рассказывавшего о Воскресении и о Вечности. Многие из любопытствующих впоследствии становились христианами.
Такая возрастающая популярность была не по душе языческому населению, которое отличалось дикостью и фанатической приверженностью своей вере. Апостолу предлагали убраться из столицы Египта, но он продолжал проповедь. Развязка приближалась. Чувствуя это, Марк назначил Ананию своим преемником, рукоположив ему в помощники трех пресвитеров.
3 апреля 68 года озверевшая толпа ворвалась в дом и выволокла апостола на улицу. Его жестоко избили, тащили за волосы по кварталам города, насмехались и ругались над ним. Его бросили в тюрьму. Еле живой, истекающий кровью, Марк не падал духом. В темнице ему явился Христос и укрепил его. На следующий день апостола снова выволокли и потащили к суду, чтобы там приговорить к смертной казни. Евангелист скончался по дороге от боли и полученных ран.
Несмотря на массовость зверства, важаки толпы понимали, что убили человека без суда и разбирательства. Желая замести следы преступления, люди решили сжечь тело мученика. Но Господь помешал их планам - в районе, где хотели развести костер, началась гроза, стали ощущаться подземные толчки, и люди поняли, что с останками лучше не связываться. В панике толпа разбежалась, оставив тело апостола на куче хвороста.
Благочестивые христиане взяли мощи своего учителя и похоронили их в каменном склепе. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь, которая простояла до арабского завоевания. Сначала арабы терпимо относились к христианскому населению, но к IX веку ужесточили свою политику. Зная о том, что мощам грозит уничтожение, венецианские купцы, бывшие в это время в городе, решили рискнуть и украсть святые останки.
Сейчас Они покоятся в соборе Сан-Марко, в самом сердце Венеции.
В наши дни память евангелиста совершается 8 мая.
МОИСЕЕНКОВ Александрhttp://foma.ru/venetsianskiy-lev.html