Простая радость бытия

0
258
Время на чтение 6 минут

Будь доволен малым, как и многим (Сир. 29, 26)

Всем нам свойственно желать радости себе и своим ближним. Но для каждого из нас она происходит из своего источника. Радость от любви, радость от успеха, радость от улучшения материального достатка... А вот как насчет самых простых и общедоступных радостей, не требующих от нас ни борьбы, ни труда и никем у нас не отнимаемых? Есть ли им место в нашем многотрудном бытии, где за все надо платить?

Утро. Будний летний день. Передо мной задача: оплатить коммунальные услуги. Офисы разбросаны в разных местах города. Поехала вначале в самый ближний - вроде все нормально, очереди нет. Настроение отличное. Птички поют. Солнышко еще не в зените. «Успею еще на рынок забежать, как управлюсь», - ободряюще констатирую я.

Затем иду в ЖЭК. А вот там меня встречает уже не миролюбивая, а «грозовая» очередь, всем своим видом говорящая - никто не пройдет и не пролезет! Что ж, делаю выводы и как бы даже смиряюсь. Ждать - так ждать. Проходит полчаса, час, очередь продвигается медленно. А солнце уже встает в зенит, припекает все сильнее...

Начинаю грустить, жалеть себя и свою голову, о которой позабыла, не взяв панамку. Самочувствие понемногу ухудшается, затекают ноги, спина. Еще могу терпеть, но уже из последних сил, с большой долей ропота и раздражения на медлительных работниц ЖЭКа и на очередь. Вот ведь копуши! Никуда не успею из-за них. Вот же невезение! Да еще и зной этот нещадный! Будь все неладно!..

И тут вдруг замечаю рядом с собой веселую баталию воробьев - они сражаются за брошенный кем-то ломтик печенья. А следом примечаю и широкую ветку наклоненного в мою сторону раскидистого дерева. Вот, думаю, и прохладу нашла! Встала под него и наблюдаю уже оттуда за пернатыми хулиганами.

Их жизнерадостность была так очевидна и непосредственна, что невольно вызвала умиление и улыбку даже на лицах некоторых угрюмцев из очереди. А потом что-то немного отпустило и внутри. Заметила, что болезненный спазм в голове ослаб. Дышать стало легче, и поток мыслей обрел позитивную окраску. Весь негатив как будто выветрился с помощью веселого гомона воробьев и этого чудесного тенистого дерева...

Бывают такие минуты - чувствуешь, что дерево это не просто так здесь растет, а именно тебе послано в помощь. И на ум сразу пришел рассказ митрополита Сурожского Антония из его военных мемуаров - о том, как он, пытаясь спасти свой рассудок от кошмара, происходящего на поле боя, вдруг (именно вдруг!) обратил внимание на зеленую траву под ним и на муравья - и тем спасся.

Живительный пример владыки Антония очень меня ободрил. А там плавно подошла и моя очередь. Дело было сделано, и вроде бы ничего особенного не произошло, но я обрела свой собственный опыт радости. Простой радости, помогающей человеку преодолеть отчаяние и ропот. Именно опыт, потому что я и раньше это знала, но - теоретически.

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23). Главное - вовремя выйти из внутреннего обидчивого Я наружу, на волю, где все напомнит о Божием присутствии - на всяком месте и в любое время. А еще почаще надо напоминать себе мудрые слова святителя Антония Великого о том, что «радость бывает в нас от частого памятования о Боге, по писанному: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4)».

* * *

 

Мы ехали из Крыма в Дивеево через порт Кавказ. Дорога оказалась очень утомительной, дальней, без нормального ночлега и еды. Нам троим спать приходилось прямо в машине - а это тесно, душно. В общем, следовали мы в Дивеево отнюдь не с благостными чувствами: благоговения в нас с каждым километром становилось все меньше Осознавая это, я стыдилась, но ничего поделать не могла.

На третьи сутки мы, наконец, достигли Троицкого скита Дивеевской обители. Скит этот женский, там очень много трудятся и молятся. А еще находится он в самом что ни на есть чистом нижегородском поле, продуваемом всеми ветрами. Скит в стадии строительства, совсем еще не обжитой. Есть несколько домиков для рабочих - и, собственно, все. Одним словом, настоящий скит.

Без особой надежды, уставшие и голодные, мы постучались в его ворота. Нас приветливо встретила сестра Татьяна. Услышав о наших дорожных мытарствах, она предложила нам отдохнуть и подкрепиться. Естественно, испросив перед тем благословения скитоначальницы Ангелины. И вот мы уже успешно устраиваемся на новом месте.

Мне досталась отдельная комнатка, очень уютная с иконой Христа Вседержителя. Мои же друзья, мать с сыном, разместились на втором этаже. Поужинали мы простой монастырской едой: пшенной кашей и рыбным супом. И вот наконец я ложусь на нормальную кровать, столь для меня желанную... И тут до меня доносится вой ветра за окном. Ощущение какой-то надвигающейся бури. Зашевелился небольшой страх внутри сердца. Я ведь знала, что скит в глухом месте, что в него может и кто-то лихой забраться в такую-то ночь!

Однако прочитав молитву на сон грядущим, я вдруг ощутила ни с чем не сравнимую радость. И не объяснимую одними только телесными причинами. Да, я была сыта, мой скрюченный кифозом позвоночник отдыхал, расслабленно распластавшись на обычной щитовой кровати. Но... радость была не только из-за этого. Она была от того, что я просто живу. Оказалось, что человеку совсем немного-то и надо для того, чтобы ощутить счастье бытия. Простую еду, кров и молитву из самого сердца.

Чувство это было настолько очевидно радостным, что я даже изумилась. В конце концов, дома-то мне намного удобнее, да и еда получше, и подушка ортопедическая. И не в чистом поле пятиэтажка наша стоит. Люди вокруг, милиция рядом... Ан нет, там такая радость никогда и близко не посещала! Наверное, трудности и искушения нашего пути нужны были для того, чтобы эту радость наконец ощутить. Как говорил старец Макарий Оптинский: «Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость».

Наутро мы приехали уже в само Дивеево. Но тот скит в чистом поле пробудил мою душу. И теперь, когда мне становится невмоготу от моих житейских тягот, я мысленно возвращаюсь туда. И все проходит. А еще всегда вспоминаются слова старца Никона Оптинского: «То, что я получаю от природы, раньше мне было неизвестно. Этим может наслаждаться только человек, живущий среди природы. У нас в скиту - рай земной, который мне еще дороже потому, что я здесь надеюсь приобрести рай Небесный. Утешает нас Господь, живущих среди природы, убежавших от мнимых удобств жизни городской... У нас на вратах, обращенных к скиту, к церкви, написано: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! (Пс. 83, 2)». И это воистину так.

* * *

Высокие цены в Крыму в разгар курортного сезона - ни для кого уже не секрет. Все продается в изобилии, но мало кому это все доступно. Особенно фрукты. А как же соблазняют они именно летом: спелые, сочные персики, абрикосы и инжир...

Но Господь и тут позаботился о нас. В нашем дворе лет двадцать тому назад кто-то посадил абрикосовое дерево, и оно каждый год обильно плодоносит. Дает столько, что хватает всему нашему дому: и поесть, и компот сварить, и варенье... Нет, можно, конечно, лакомиться свежими абрикосами или пить потом, сырой и ветреной крымской зимой, горячий чай с вареньем из них же и не видеть в этом ничего особенного. То есть никого за это не благодарить. Ну растет дерево во дворе и растет. Хватает на всех, слава Богу, и... Вот даже это «слава Богу». Мы на самом деле очень часто эти слова произносим, они нам привычны: «Слава Богу, хоть за газ заплатить успела...». Но если бы мы на самом деле столь же часто благодарили и славили Творца - за все, в чем Он нам помогает, что у нас есть, за все, что Он нам дает даром!

Небольшие радости, своего рода подарки от Бога. Они должны укрепить в нас веру и надежду; помочь нам понять, что мы, грешные, не забыты Богом, как не забыты Им птицы небесные и полевые лилии (см.: Мф. 6, 26-31), ежедневно славящие своего Творца.

Только вот зачастую почему-то утешению предшествуют скорби и лишения. Почему? Не могу сказать сама, но очень доверяю словам великого старца Анатолия Оптинского о том, что «Господь силен всегда утешить нас. Но постоянное утешение нам повредит - так, если постоянно будет жечь солнце или лить дождь, то все погорит и попреет. А попеременно хорошо». От нас зависит лишь не забывать об этом в переходном периоде от скорби к радости.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 22 (522)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/prostaya-radost-bytiya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вера Евтухова
Все статьи Вера Евтухова
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21