Выключаем телевизор - включаем голову и сердце

0
248
Время на чтение 6 минут

Умер раб Божий Николай, старичок. На похороны собралась вся семья: два сына, конечно, тоже были на кладбище. Один сын жил в одном городе с отцом, в России. Другой брат приехал с Украины. Плакали вместе, вместе провожали в последний путь. Потом, сидя уже за поминальным столом, два брата подрались - в кровь друг друга побили. Один орал что-то про «москалей-оккупантов», другой - про «хохлов-фашистов». Кто братья по национальности - русские или украинцы, так никто и не разобрался, да и неважно это. Важно то, что один смотрел новости по одну сторону границы, другой по другую.

Такой вот милый эпизод из жизни провинциального города. Тяжело на душе от таких известий. Ненависть просто хлещет - сначала из экрана, а потом уж из души. Так и загрязняется воздух, так и сходят с ума люди, этим воздухом дышащие.

Мы рассуждаем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, о том, как можно, и можно ли вообще христианину дышать чистым воздухом - мира и любви.

- Отец Алексий, как выстоять человеку перед агрессивнейшим напором разного рода пропаганды?

- Этот эпизод про двух братьев, поссорившихся на похоронах отца, трагически характерен для людей нашего времени. То, что людей примиряет и устраняет разногласия, и что нужно сохранять, чтобы не было таких дьявольских разделений - в душе, духе и теле единого народа - это молитва и вера. Предстояние пред гробом, прощание с почившим человеком, состояние близости к Богу должно помочь человеку забыть все земные, по сравнению с Вечностью мелкие и очень глупые распри. Все должны были бы быть объединены одним по-настоящему важным и благим делом: молитвой. Как только мы позволяем себе отвлечься от молитвы, без оглядки на Христа увлечься ценностями мира сего, мы сразу же становимся уязвимыми. Вот, пожалуй, и ответ на этот вопрос: «Как выстоять?» Молитва и вера во Христа, следование Его заповедям, которые незыблемы и не подвергаются никакому воздействию СМИ - вот стержень человека, который оценивает события, происходящие вовне, применительно к тому, насколько они соответствуют Евангелию. Вот самый главный критерий независимости человека.

- Почему же тогда получается в большинстве случаев ровно наоборот? Почему мы настолько подвержены этому влиянию извне?

- Потому что мы плохие христиане, вот и все. Потому что для нас на первом месте стоит земная жизнь с ее земными же ценностями, а не искание Царства Небесного. Мне кажется так: если человек живет по заповедям Божиим, как это было в годы гонений, недавних совсем репрессий, лишений, издевательств и т. д., то живя со Христом, он остается подлинно свободным человеком, имея свободу внутри. Вспомните замечательную книгу «Отец Арсений», где рассказывается о гонениях советского времени. Вспомните, как батюшка, будучи свободным в самых стесненных и ужасных условиях, не только помогал заключенным, спасал их жизни, но спасал даже своих мучителей, видя в их исковерканных грехом душах отблеск Творца и помогая им самим увидеть этот отблеск.

Нам, христианам, нужно иметь определенную критичность, уметь смотреть на окружающий мир с долей здорового, благого скепсиса: а как «все это» соотносится с Евангелием? Человек, который имеет внутренний стержень, основанный на заповедях Христа, приучен христианской традицией к такому скепсису.

Удаляет это меня от Христа или же приближает к Нему? Грех это или не грех? Поступок, слово, мысль уже заранее должны подвергаться определенной критике. Человек же, не имеющий такого стержня, конечно, более подвержен любому пагубному влиянию извне: ему не с чем сравнить, не на что опереться - нет у него системы координат, которая помогла бы верно оценить место и достоинство того или иного поступка.

- Почему не только в светских СМИ, но и в «православном сегменте» интернета мы часто сталкиваемся с ненавистью - не только к врагам, мнимым или действительным, но и к просто инакомыслящим? И ненависть эта, честно говоря, напоминает самые настоящие большевистские времена, а то и превосходит их по своей силе.

Это «они» все виноваты, а не я

- Я думаю, что само чувство ненависти легко уводит человека от решения внутренних проблем, имею в виду собственных духовных трудностей. «Я не такой хороший христианин, которым бы я должен быть/стать, потому что есть враг. Мне некогда заниматься собой и бороться с собственными грехами, потому что я чувствую, что есть более важные проблемы на земле, чем моя скромная персона и ее, этой персоны, спасение. Это «они» все виноваты, а не я, что я не обращаю должного внимания на свое спасение». Это - сатанинская уловка, ухищрение: увести человека от пристального внутреннего внимания к себе. Прикрываясь преступным «война все спишет», человек позволяет себе отказаться от духовной жизни, совершать грех, оправдывая себя какими-то внешними обстоятельствами.

Протоиерей Алексий Сорокин
Протоиерей Алексий Сорокин     

Зло с диванчика - диагноз нашего времени

Тут речь идет даже не о сражающихся на войне сторонах - пусть их Бог рассудит, - а именно о тех, кто обсуждает, комментирует эти трагедии по всему миру, сидя на диванчике, но усиленно подливая масло ненависти в адский огонь вражды. Вот так, походя, почти шутя, мы и распространяем убийственное зло по миру. Зло с диванчика - диагноз нашего времени. Может ли кто-нибудь из таких «диванных» людей сказать, что он/она искренне молится за спасение, вразумление тех, кого они так яростно критикуют, а если честно - просто ненавидят? Есть же заповедь Христа: «Молитесь о ненавидящих вас» - много ли людей ее исполняет? Думаю, если честно посмотреть на себя, то большинство из нас вынуждено будет признаться: и не молюсь, и не собирался молиться. Не только войну возьмем - посмотрим, а многие ли из нас, христиан, молятся за тех, кто их обидел в ходе очередной какой-нибудь приходской или епархиальной «разборки»? Искренне причем, без фальшивого «смиренничанья». Это - то, что касается бытового уровня, а что уж говорить об уровне глобальном... Признать собственное несовершенство, молиться о вразумлении воюющих сторон, о прекращении братоубийственной бойни, изгнав из своего сердца ненависть - э-э, брат, до такого мы, похоже, не очень-то доросли.

Мне вспоминается один грузинский монах, у которого корреспондент центрального телевидения пытался взять интервью во время войны в Южной Осетии. Наши войска заняли тогда, кажется, Гори или другой грузинский город, где был монастырь. Сидит монах - к нему подбегает корреспондент и скороговоркой спрашивает: «Что вы думаете о происходящих событиях?» или что-то в этом роде. Инок, вздохнув, отвечает: «Все это попущено нам Господом за наши грехи. Мы - великие грешники, и каяться в своих грехах не хотим, не меняем свою жизнь. Вот потому и война, и убийства, и ненависть. Господи, прости нас и спаси».

- Что характеризует независимость человека, его свободу от навязываемого мнения?

- Его способность здраво и критично оценивать действительность в соответствии с критериями евангельской истины.

- Так как же не подпасть под влияние всегда ангажированных СМИ любой направленности?

Рецепт простой: выключаем телевизор - включаем голову и сердце, открываем Библию и молитвослов

- Молиться, искренне и с верой молиться. Рецепт простой: выключаем телевизор - включаем голову и сердце, открываем Библию и молитвослов. Думаю, в этом случае подлинная независимость суждений, мыслей, жизни ждать себя долго не заставит. Чтобы занять пустоту души, которая в «обычной» жизни заполняется криком, шумом, какофонией осуждения, гнева, ненависти, тщеславия, нужен мир. А такой мир и достигается при помощи молитвы и чтения Священного Писания - в этом случае действительность нашу мы будем оценивать много разумнее и строже.

- Но гнев-то иногда необходим христианину, не так ли?

- Все так. Только гнев этот, во-первых, должен быть праведным: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Во-вторых, направлен на собственную греховную жизнь. Мы многих бы хотели поучить правильной жизни, но давайте попытаемся начать с самих себя. Ну, говорит же, кричит буквально святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом, - себя». Грех применим ко греху, в первую очередь, - к своему собственному. Думаю, нет, даже уверен, что, исполняй мы, православные христиане, это простое правило, жизнь наших народов была бы куда более достойной. Да и от войн мы во многих случаях смогли бы уберечься. Правило-то простое, понятное. Но одно дело - понимать, совсем другое - жить по этому правилу.

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов

С протоиереем Алексием Сорокиным беседовал Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/72269.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Сорокин
Духовник - не конвоир
Беседа с протоиереем Алексием Сорокиным, духовником Вологодской епархии
21.01.2014
Алтарь: опасная ходьба
Беседа с протоиереем Алексием Сорокиным
07.08.2013
Все статьи Протоиерей Алексий Сорокин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06