itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что во мне от фарисея? Ничего хорошего...

В продолжении темы

0
284
Время на чтение 5 минут

Священник Никита Рогожин, настоятель храма во имя святого Архангела Михаила в селе Михайловка и святой блаженной Матроны Московской поселка Красный Октябрь:

- Вопрос: «Что во мне самом от фарисея?» - он немножко двоякий, он предполагает не только отрицательный, то есть самокритичный и покаянный, ответ. Потому что фарисейство исторически - явление неоднозначное. В Евангелии Спаситель призывает Своих учеников беречься закваски фарисейской (ср.: Мф. 16, 6). Слово «фарисей» в Новом Завете становится синонимом слова «лицемер». Но с другой стороны, что это за люди были такие - фарисеи? Это были глубоко благочестивые люди, до тонкости знавшие Закон и стремившиеся исполнять его даже в мельчайших деталях. Можно предположить, что фарисеями становились только очень цельные и сильные натуры - слабый и разбитый человек не выдержал бы такой жизни. Недаром Савл, будущий апостол Павел, был в свое время фарисеем! Беда не в самом фарисействе как таковом, а в том, что большинство фарисеев, судя по всему, перестали видеть за Законом Бога.

Таким образом, фарисеи могут служить для нас и положительным, и отрицательным примером. Но вот беда - того положительного, что можно от фарисеев взять, во мне нет. Я не могу до тонкости исполнять Закон Божий. Мне это не удается. Что же касается второй стороны, того негативного, что можно взять от фарисея, то вот здесь-то и начинаются мои проблемы.

Что интересно, я сам терпеть не могу лицемерия, ханжества, показного благочестия. В других людях меня это очень раздражает. Особенно когда сочетается с таким елейным благодушием. Это неприятно, это противно, но каково же бывает мое удивление, когда я обнаруживаю это в самом себе, и мне становится противно уже от себя самого...

Фарисейство в том смысле, в каком оно становится синонимом лицемерия, проявляется в постоянном стремлении и даже привычке казаться лучше, чем я есть на самом деле. И каждый раз, когда слышу за Литургией Евангелие: Господь сказал ему в ответ: лицемер! (Лк. 13, 15) - вздрагиваю, потому что на самом деле это обращение ко мне. Наверняка найдутся люди, которые могут сказать про меня: «Да, он действительно лицемер - мы-то знаем, какой он на самом деле». И чем я отвечу?

Это горько. Стараюсь исправляться, молюсь, чтобы Господь помог. Вспоминаю: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Пытаюсь что-то в себе преодолеть. Но чем больше пытаюсь, тем лучше вижу, как далек от преодоления греха в себе. А ведь говорили святые отцы, что нельзя быть христианином наполовину. Либо ты по всем заповедям Христовым живешь, либо нет. Нет середины, нет положения, по отношению ко Христу нейтрального. Либо ты с Ним, либо против Него. А могу ли я сказать, что живу по заповедям, только по ним? Боюсь, что нет.

У меня есть, скажем, армейские друзья, и я с ними общаюсь - не так, как с прихожанами, не так, как с другими священниками, даже не так, как вот сейчас с вами. Когда-то мне один умный человек сказал: ты выбирай - или в том мире оставайся, или обрывай все эти свои связи, потому что с ними - как с огнем вблизи сухого сена. Совсем оборвать - жалко, нас ведь все-таки многое связывает. Однако я верю, что Бог все устроит и мы еще очень пригодимся друг другу.

Знаете, какие евангельские слова ужасают меня до глубины души? Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Это тоже про меня, боюсь. «Так мало прожито, так много жаль». Однако Господь терпит меня, и, значит, есть надежда на нормальное становление как человека и священника.

Теперь, когда мне уже тридцать один и ветер в моей голове понемногу утихает, я стараюсь учиться на своих ошибках - на своих, увы, не на чужих. Страшно становится, когда открываешь труды святых отцов и читаешь, что они писали о священстве. К примеру, святителя Иоанна Златоуста я просто боюсь. Потому что если бы я служил при его святительстве - он меня, наверное, посохом выгнал бы. У каждого священника на наперсном кресте написано: Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). И вот я смотрю на себя и думаю: что-то у меня не получается образом быть, ни любовью, ни житием. Слово «любовь» в последнее время невероятно затерто. Потому что очень легко его произносить и несопоставимо труднее - сделать так, чтобы она от тебя действительно исходила. Мне очень дорога моя семья, дети, своей жизни без них я представить не могу. Я люблю их, бесспорно; но вряд ли я в силах любить всех людей, особенно тех, которые подрезают меня на дороге и создают аварийные ситуации. В эти моменты меня такая «любовь» к ним переполняет... Надо бы спокойней реагировать, ведь моя манера вождения тоже далека от идеала.

Что нужно делать, чтобы любовь не подменялась разговорами о ней, пустой болтовней? Должны быть дела. Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2, 18). Каждый христианин, будь то повар, полицейский, дворник, топ-менеджер или священник, должен помнить простое правило духовного делания: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Поэтому говорить о делах, которые можно назвать добрыми, наверное, не следует, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 18).

Что касается чувства собственного превосходства над другими, которое тоже присуще фарисею... Может быть, это заявление само по себе фарисейское, но у меня этого нет. Господь заботится, видимо, о том, чтобы оно меня не постигло. Какое тут превосходство, радуешься и веселишься, что Господь покрывает твои собственные ошибки, промахи... Поэтому мне чувство превосходства чуждо на самом деле. Как и стремление налагать на других бремена тяжелые и неудобоносимые (Мф. 23, 4). Я стараюсь в проповедях избегать таких призывов - молиться день и ночь и т. д. Потому что сам не молюсь день и ночь.

Для меня проблема - не чувство превосходства, а расхождение слов с делом, вот это беда. Люди приходят ко мне на огласительную беседу перед крещением, перед венчанием, и я говорю им правильные вещи: что такое жизнь христианина, какой она должна быть. Говорю, говорю, а сам думаю: «Господи, а сам-то я так ли живу?». Теоретически ведь любой человек может ответить на вопрос, как правильно жить, а что пользы от этого? Теоретически знать, как жить, - все равно что учиться плавать по учебнику, не входя в воду. Само по себе обладание этим знанием ни к чему не приведет. Необходимо мужество, чтобы в воду войти.

Апостол Павел писал христианам-галатам: если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1). Амвросий Оптинский говорил: «В чем осудишь, в том побудешь». Вот о чем надо помнить, а мы забываем, и, как только человек впадает в согрешение, мы готовы его порвать, особенно если это согрешение против нас. А потом говорим о любви, о смирении... Что это, если не фарисейство? А если мы вдруг услышим, что нас пытаются лишить наследства, драгоценных квадратных метров, - где будет наше смирение и доверие к Богу?

Но если мы все это осознаем, если я это осознаю - значит, я могу сделать какой-то, хотя бы небольшой, шаг и к евангельскому мытарю тоже. По крайней мере, могу когда-то от всего сердца произнести: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13)

Журнал «Православие и современность» №28 (44)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/Get/chto-vo-mne-ot-fariseya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09