На передовой - дети

0
539
Время на чтение 5 минут
На передовой - дети

Белое от страха лицо, перекошенное от боли, - худенький солдатик, совсем еще мальчишка, одетый в форму времен Второй мировой войны, падает на снег, глядя мне прямо в глаза, пока кто-то безжалостно наносит ему удары ножом. Он судорожно пытается защититься рукой, но кто-то продолжает добивать его, уже лежащего, штыком. Этот кто-то жесток и неумолим, он мастерски управляется с оружием. Этот кто-то - мой семилетний сын.

«Мама, мы освободили Сталинград! Мама, мы взяли Берлин!» - звонки из дома, как весточки с фронта. Пока мама на работе, дома идет бой. Дома - новая компьютерная игра, и мой сын - на передовой.

Помню, как радовалась, когда сынок в полтора года научился включать компьютер, у него уже тогда были свои игры - стрелять по птичкам, что он освоил очень быстро. Это было так удобно - усадить ребенка за компьютер, а самой заняться своими делами.

Он рос, «взрослели» и игры, и если в пять-шесть лет он гонял на безобидных танчиках, играл с Лунтиком и Смешариками, то на свое семилетие сам - на подаренные ему деньги - выбрал себе игру. Конечно же про войну, потому что желание стрелять и убивать - вроде бы естественный этап взросления мальчишек. Так я считала. Или так мне хотелось думать?

Помню, как в детстве мы тоже играли в «войнушку» - в казаков-разбойников, собирали гильзы от пуль (мое детство прошло в военном городке), играли на бомбоубежищах - с них так здорово было кататься зимой на санках. А когда по телевизору показали фильм про Робин Гуда, всем двором мастерили себе лук и стрелы. Мы мечтали защищать обиженных, помогать обездоленным. Никто не хотел быть на стороне Плохиша. Никто ни за что не предал бы друга за банку варенья.

У моего сына друзей нет. Тех ребят, с которыми он общается в школе и изредка ходить гулять, трудно так назвать. Они не звонят друг другу, чтобы рассказать про интересную книгу или фильм, не навещают, когда кто-то заболел, не радуются успехам, всегда готовы ударить и поиздеваться, придумывают друг другу обидные прозвища, ябедничают, могут предать и даже не понять, что предали. Они просто проводят вместе время, потому что им... скучно.

Впервые я услышала это слово от сына, когда попыталась запретить ему компьютерные игры. Сразу же после того, как увидела белое, перекошенное от страха и боли лицо на экране и моего совершенно спокойного сына, хладнокровно орудующего виртуальным ножом. Современная компьютерная графика передала эмоции его виртуального врага настолько реалистично, что мне самой стало страшно и больно.

Почему же я раньше не обращала на его игры внимания, хотя вроде бы и понимала, что они не так безобидны, как кажутся, или просто не давала себе труда задуматься и осознать это? Я ведь читала статьи о вреде и разрушающем влиянии виртуальных «стрелялок-убивалок». Но мне всегда казалось, что пишут о ком-то другом, и с моим ребенком этого никогда не может произойти. Пока не посмотрела в интернете видео «Маленький компьютерный наркоман», где рыдающий ребенок бил и обзывал свою мать и бабушку за то, что они запрещали ему играть в компьютер. Я почти узнала в нем своего сына. Конечно, он не обзывал и не бил меня. Пока.

Почему я не остановила это раньше? Я ведь видела, каким возбужденным он становился всякий раз, как ему удавалось «победить», как тяжело он переживал, когда «проигрывал», как трудно было его успокоить и переключить внимание на что-то другое. И каким недобрым становился всякий раз, когда я пыталась игру прекратить. Почему я не запретила ему играть, прежде чем у него развилась болезненная компьютерная зависимость?

На все мои запоздалые «почему» один ответ: мне было так удобно. Компьютер включался каждый раз, когда нужно было «выключить» гиперактивного старшего, чтобы поспала младшая, или надо было выполнить срочное дело - и даже совсем не срочное, или просто хотелось отдохнуть пару часов... Причин всегда находилось множество, и каждый раз я, обещая себе если не запретить, то хотя бы ограничить время пребывания сына у компьютера, шла на поводу у этого «мне ску-у-учно», не имея желания, сил и времени развлекать своего ребенка.

Почитай книжку - скучно. Порисуй - скучно. Наведи порядок в комнате - скучно. Вымой посуду - скучно. Поиграй с сестренкой - скучно!

Помните ли вы, чтобы вам в детстве когда-нибудь было скучно? Я - нет. У меня и моих друзей вообще не было в лексиконе такого слова, хотя наши родители также были вечно заняты на своих бесконечных работах и тоже не имели возможности нас развлекать. Нам и самим было весело и интересно, мы много читали, придумывали разные игры, и даже если это была игра в войну, то это была война за мир во всем мире, а не против всех, лишь бы было в кого стрелять.

Я не смогла полностью исключить компьютер. Он стал стимулом, чем-то вроде поощрения за хорошее поведение или учебу. На замену «стрелялкам и убивалкам» пришли более мирные игры - сын завел компьютерную ферму, сажает и убирает овощи и фрукты. Время, проводимое за компьютером, ограничивается. Но это далеко не победа, скорее небольшая передышка.

Когда я рассказала о виртуальном огороде своей знакомой-педагогу, она спросила: «Почему бы вам не посадить настоящий? Хотя бы на подоконнике?». Сегодня мы купили с сыном горшок, землю и семена. Посадим и будем ждать всходов.

* * *

st_2012_04_12_9.jpgПрокомментировать эту ситуацию мы попросили главного редактора православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерея Максима Первозванского, отца девятерых детей:

- Есть такой воспитательный закон: если родители не воспитывают своего ребенка, это не значит, что он не воспитывается. Просто его воспитывает что-то другое или кто-то другой: учителя в школе, старшие товарищи во дворе, телевизор или компьютер. Поэтому у автора этой статьи и возникла серьезная проблема. Она честно говорит о ее причине: «Мне было проще усадить ребенка за компьютер, а самой заниматься делами». Причем сразу, в качестве первой игры ребенку было предложено стрелять и убивать. Это серьезный просчет родителей - деятельность ребенка была направлена не на созидание, а на разрушение.

Родители обязательно должны регламентировать и время нахождения у компьютера, и характер компьютерных игр, как мы регламентируем чтение, знакомства своих детей. Ребенок, как правило, не способен сам остановиться в игре. Компьютер или телевизор - это пассивное получение достаточно сильных эмоций. Человек испытывает какие-то переживания, получает информацию, при этом не затрачивая абсолютно никаких усилий со своей стороны. Организация каких-то развлечений в реальном мире требует усилий. Даже чтобы книгу читать, необходимо потрудиться, задействовать воображение. А в компьютерной игре ничего не надо воображать, тебе просто дается картинка, придуманная автором игры или создателями фильма.

В пост вообще можно запретить играть на компьютере. Но следует понимать, что когда у человека есть зависимость, что-то в его душе занимает большое место, это нужно замещать чем-то другим. Это касается и взрослых, и детей. Почему так сложно наркоманов, алкоголиков, игроманов вывести из этого состояния? Физическую зависимость снять легко, но в душе остается пустота, и если ее ничем не заполнять, пристрастие легко возвращается. Это достаточно серьезная, долгая работа по заполнению образовавшейся или образующейся пустоты чем-то правильным, созидательным.

Потому серьезным способом борьбы с компьютерной зависимостью - особенно если мы говорим не о взрослых, а о детях - является довольно жесткое ограничение времени и качества того, чем занимается ребенок у компьютера, а самое главное - активные созидательные формы совместной деятельности. И автор об этом говорит в конце статьи: необходимо вместе с ребенком что-то делать. Это может быть и спорт, и творчество.

Конечно, очень важно, чтобы ребенок все-таки читал, и тогда те миры и фантазии, которые он будет черпать из мировой литературы, для него будут все-таки интереснее и важней, чем то, что он будет получать в телевизоре и компьютере. По крайней мере, будет какое-то равновесие. Я это вижу по многим детям, в том числе и своим.

Анна Владимирова

http://www.pravpokrov.ru/church_life/?SECTION_ID=72&ELEMENT_ID=739

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Первозванский
Все статьи Протоиерей Максим Первозванский
Анна Владимирова
Все статьи Анна Владимирова
Последние комментарии
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Новый комментарий от Виктор Фролов
23.12.2024 19:10
Кто осуществляет власть в России: «советы муфтиев» или госорганы?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 15:05
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 14:41
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Советский недобиток
23.12.2024 14:34
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Ur2000
23.12.2024 14:25
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
23.12.2024 14:23
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
23.12.2024 14:13