Подвиг жертвенной любви православной монахини Марии Скобцовой пробил даже несокрушимую броню официальной советской пропаганды, позволявшей изображать верующих только как антигероев, - в самый апогей застоя, в 1982 году, в СССР вышел фильм «Мать Мария», где главную героиню сыграла ведущая актриса Театра Советской армии Людмила Касаткина, в кино до этого игравшая, в основном, героинь-подпольщиц.
Прототип созданного ею экранного образа - монахиня Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева - по свидетельству священника Бориса Старка, хорошо ее знавшего, Мария Скобцова «была монахиня до мозга костей после довольно пестро прожитой жизни. Ряса для нее была кожей, а не маскхалатом. Для матери Марии любовь к Богу и любовь к людям были неотделимы».
Принятый в 1932 году в эмиграции, в Париже, монашеский постриг отсек первую, бурную половину жизни Марии Скобцовой. Там осталось несколько сборников стихов, вступление в партию эсэров, два замужества, бегство от большевиков с остатками Добровольческой армии, рождение троих детей и смерть младшей дочери.
Еще до пострига Мария Скобцова стала миссионеркой «Христианского движения» - религиозной организации, которая помогала нуждающимся русским эмигрантам: разъезжала по всей Франции, встречалась с соотечественниками, читала лекции. Мать Мария часто сама принимала живейшее участие в судьбах обездоленных людей. Как-то один шахтер в ответ на ее проповедь зло сказал: «Вы бы лучше нам пол вымыли, чем доклады читать!» И она тут же принялась мыть пол. «Когда я кончила мыть, меня посадили за стол, принесли обед, и завязался разговор», - вспоминала она. Выяснилось, что один из шахтеров был на грани самоубийства, и мать Мария отвезла его к знакомым, где он смог восстановить душевные силы и вернуть веру.
В другой раз ради спасения двух русских, ставших наркоманами, мать Мария бесстрашно вошла в марсельский притон, буквально вытащила их оттуда, посадила на поезд и сама отвезла в семью, где они постепенно стали приходить в себя.
Вокруг матери Марии стали собираться русские люди, родилось общественное объединение «Православное Дело». «Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе Православия. «Мы помним, что вера без дел мертва и что главным пороком русской богословской мысли была ее оторванность от церковно-общественного ДЕЛА», -писала мать Мария своим единомышленникам.
Мать Мария открывала бесплатные столовые, приюты для престарелых и бездомных, обустраивала при них - в нежилых домах, в гаражах - церкви, сама расписывала иконостасы, вышивала священническое облачение. Но больше всего старалась напитать обездоленных людей «не хлебом единым, но всяким словом Божиим», хотя и начинала с самого насущного - накормить, дать крышу над головой и простенькую одежку, укрыть от грозящей беды.
Во время войны монахиня Мария с риском для жизни спасала от гестапо евреев и бежавших из лагерей советских военнопленных, за что была посмертно награждена советским орденом Отечественной войны.
Арестовали монахиню Марию в 1943 году вместе с сыном. Сын через год умер в немецком концлагере от голода, а сама мать Мария, пережив его на год, добровольно обменялась с приговоренной к смерти молодой женщиной курткой с лагерным номером и вместо нее пошла в газовую камеру.
В 2004 году монахиня Мария (Скобцова) была прославлена Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=7225