Святая Катерина из Богданивки

0
226
Время на чтение 8 минут

О Катерине Билокур (1900-1961) пишутся монографии, издаются альбомы, посвященные ее творчеству. На территории Киево-Печерской Лавры действует широко известный музей с ее произведениями. Также ее полотна можно увидеть в музее города Яготина. В Государственном музее искусств Украины в Киеве есть большой зал Катерины Билокур. Письма ее уже изданы отдельной книгой. Поставлены три памятника художнице, в Киеве ее именем названа улица. Композитор Леся Дичко в 1983 г. создала балет «Екатерина Билокур», поставлен одноименный телеспектакль (1980), документальный фильм «Волшебный мир Билокур» (1986) и художественный двухсерийный фильм «Буйная» (1989).

К. Билокур. Автопортрет, 1955 г.

Несколько лет назад киевский режиссер-документалист Ольга Самолевская провела в Харьковской музыкально-театральной библиотеке им. К. С. Станиславского презентацию фильма «Катерина Билокур. Послання», за который была выдвинута на соискание Национальной Шевченковской премии Украины. Кроме того, фильм этот, а мы бы сказали фильм-поэма, был показан на фестивале православных фильмов «Золотой витязь» в России и признан лучшим в своей номинации. Он переведен на английский, побывал на фестивалях в Венгрии, в польском Кракове. Осталось много отснятого материала, который может быть использован для других фильмов. Работа очень яркая, пронзительная, и нам кажется, что ее следовало бы демонстрировать не только на украинских телеканалах, но и, скажем, на российском канале «Культура». Не случайно мы и теперь говорим об этом фильме, ярко раскрывающем личность знаменитой народной художницы Катерины Билокур, мастерицы украинской народной декоративной живописи, со дня рождения которой 7 декабря с.г. (по нов. ст.) исполняется 110 лет. В сущности, судьба Билокур - это символ судьбы Украины и трудно подобрать лучшую проекцию. А начинала она, самородок из бедной крестьянской семьи, узнавшая о рисовании из книг, рисовать угольком на куске домашнего полотна. Не училась нигде. Из-за бедности и отсутствия аттестата об окончании школы не смогла поступить в художественное учебное заведение. Днем работала в поле и на огороде, а вечером, управившись по хозяйству, допоздна рисовала. Ей пришлось самой изготавливать кисти из щетины, а краски - из калины, свеклы, лука, бузины и трав. Иногда удавалось доставать и масляные краски. Рисовала она преимущественно цветы, иногда и портреты.

Катерина Билокур за работой

Романтический космос сельской малороссийской ментальности очень точно передается отношением самой художницы, в частности, именно к цветам, утверждавшей, что «їх рвати неможна». Зато ведь можно в изобилии их изображать - реальные и идеальные - что, в сущности, она, самодеятельный автор, и делала.

К. Билокур. Цветы за плетнем (1935)

Молодой девушкой Катерина отправилась в Канев, где молилась возле могилы Кобзаря: «Тарасе Григоровичу, батечку, голубчику, соколику, ви самі це гарно знаєте, теж колись по світу блукали та людей шукали, хоч ви мертвий, допоможіть мені стати художником!» Достойны трепетного внимания эти бесхитростность, а также вера в особое сношение с душою покойного поэта. Каким бы, на наш взгляд, человеком и стихотворцем он ни был, но, как видим, роль его в душевной и духовной жизни Катерины Билокур оказалась чрезвычайной. Благодаря работникам Полтавского дома народного творчества в 1940 г. произведения К. Билокур были выставлены сначала в Полтаве, а затем в Киеве. В 1941 г. с большим успехом прошла в Полтаве и ее персональная выставка. К сожалению, большинство произведений Катерины Билокур периода Великой Отечественной войны потеряно. Художница жила на оккупированной территории...

К. Билокур. Цветы на голубом фоне (1942-1943)

В 1949 г. она получила профессиональный социальный статус: была принята в Союз художников Украины, в 1951 г. - награждена орденом Знак Почета и удостоена звания Заслуженного деятеля искусств Украины, а в 1956 г. - народной художницы Украины. Именно 1950-е годы, как считают искусствоведы, стали для Билокур наиболее плодотворными. Три картины Билокур - «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле» - были представлены в экспозиции советского искусства на Международной выставке в Париже 1954 года. Здесь их увидел Пабло Пикассо, находившийся тогда уже в зените славы. После просмотра выставки он сказал: «Я не умею так, как она. Если бы она жила в Париже, ее знал бы весь мир». Спустя полвека мир знает Катерину Билокур весьма широко.

К. Билокур. Колхозное поле (1948-1949)

И сегодня, в дни очередного юбилея художницы, кинорежиссер Ольга Самолевская продолжает утверждать о героине своего фильма «Катерина Билокур. Послання»: «Простая, неграмотная женщина, которая, как она говорит, и "гласу вчителя не чула николи" стала в один ряд с "провідниками" украинской нации. Она еще не введена в классический пантеон, как деятели ХІХ века, скажем, Леся Украинка, Иван Франко, тот же Тарас Шевченко. Но это душа - не менее глубокая и не менее важная для Украины. Катерина Билокоур - один из духовных украинских столпов. Мне даже кажется, что она писала лики святых. Женщина, жившая в селе в советское время, как могла, пыталась донести отпущенный ей свет, прямо скажем, Фаворский. Дух Святой присутствует не во всяком художественном творчестве. В Древней Руси иконописцам нужно было прожить аскетичную жизнь, чтобы иметь право писать иконы. Для меня судьба и личность Катерины Билокур - это как бы воплощение судьбы иконописцев. Век, ее судьба, были еще более кровавыми, чем в средневековье. ХХ век был веком массовых убийств, невиданных преступлений против человечности, век колоссальной разрушительной силы. В этом веке архиважно было противостоять духовному распаду. Катерина Васильевна противостояла хаосу всей своей жизнью».

К. Билокур. Хата в Богдановке (1955)

Всю эту тяжёлую жизнь, с 1900 по 1961 года, Катерина Билокур так и прожила в маленьком домике в родном селе Богданивка. Она жила в такой среде, где считалось, что женщина не имеет права и подумать о чем-то, кроме подсобного хозяйства, огорода... Ее не понимали окружающие, она лишилась всех своих женихов. «Навiщо чортів малюєшь? Хiба в селах є художники? Немає. А ти щось таке надумала, да ти з глузду з`їхала! Та з тебе буде вся Україна cміятись...»... Однако, служа библейской заповеди «не зарывай дара своего», Катерина согласилась с вынужденным одиночеством. Высказано наблюдение, что ее судьбу можно соотнести, к примеру, с судьбою иконописца Андрея Рублева, существуют определенные параллели и общности: у него сгорели некоторые иконостасы, а у нее - собрание лучших картин, отчего, кстати, она тяжело заболела. Преподобный Андрей был иноком, и Катерина была, в сущности, монашенкой в миру, вела аскетический образ жизни. Духовное противостояние Билокур миру разрушения - очевидно... Как «болящий дух врачует песнопенье», так живут и картины Катерины Билокур.

К. Билокур. Всё идет, всё проходит (1950-е)

Катерина Васильевна похоронена в центре родного села Богданивка. При ее рождении на рубеже XIX и XX веков это был Пирятинский уезд Полтавской губернии, а ныне это Яготинский район Киевской области. Именем художницы названы улицы в селе и в столице Украины. Остались картины, известные отныне всему миру.

Памятник Катерине Билокур в Яготине. Открыт в 1977 г.

Весь облик, сама судьба Катерины Билокур производят грандиозное впечатление. Начиная с ее писем - невероятной силы и пронзительности. Если говорить о Билокур лишь как о художнице, это уведет разговор в сторону упрощения. Вообще термины «культура», «искусство», «изобразительное творчество», «всемирный контекст» - понятия, которые не могут быть самоцелью. В данном случае речь идет о глубоко веровавшем человеке, о великой душе, которая вела постоянный диалог с Богом, всеми силами вырываясь из уготованных ей нелегкой судьбой обстоятельств. Жизнь Катерины Билокур - явное служение. Налицо, на наш взгляд, все признаки жертвенности, а значит, святости: наив (верный знак присутствия ангелов), аскеза, отвержение (умаление, минимилизация) материального мира, безбрачие - притом что человек оставался жить в миру, воодушевленный единственной целью - служением Прекрасному. Следует под этим подразумевать именно фразу Пушкина о «единого прекрасного жрецях», где речь идет, конечно же, не об «искусстве для искусства», а о Прекрасном, синонимичном Славе Божией.

К. Билокур. За селом (1956)

Именно во Славу Божию горела свеча судьбы Катерины Билокур, в меру сил своих и в силу призвания говорившей своими наивными полотнами о красоте мира, участвовавшей, если угодно, в со-творении. Тяжкие с мирской точки зрения условия были предложены ей для реализации дара. Но это был ее индивидуальный крестный путь, включая, конечно же, человеческие заблуждения и слабости, ее путь на Голгофу, к со-Распятию. Больно думать, насколько не принимала ее душевных (а теперь ясно, что духовных) устремлений окружающая среда, если даже мать сказала Катерине в сердцах: «Піди кудись геть, щоб очi мої тебе не бачили!» Дочь пошла топиться, и мать, устрашась слов своих, раскаялась и зарыдала. Но какова степень отвержения миром этой души! Какова жертва! И не узнаем ли мы себя в облике этой матери - в той или иной мере, в тех или иных обстоятельствах. Не так ли поступаем и мы - и с близкими, и с миром, и со своими душами? «Піди кудись геть!» В Богданивке время остановилось. Стоит и хата Катерины Билокур. Всё выглядит почти так же, как сто десять лет назад. В 1977 году здесь был открыт музей. Интерьер хаты выглядит так же, как при жизни художницы - скромная мебель, вышитые хозяйкой рушники. Только теперь у порога гостей встречает не сама хозяйка, а гранитный камень с надписью: «Поклонимся земле, где жила и работала Катерина Билокур». Кто-то из русского священства уже высказывался в том духе, что имеет смысл инициировать процедуру причисления Катерины Билокур к лику святых. Прибавим свой голос и мы: претерпевшая страдания Катерина Билокур остается и пребудет значительной константой малороссийского духа, а также, будучи прихожанкой канонической Русской Православной Церкви даже в безбожные годы, - духа общерусского православного. Народ Украины мог бы в своем пантеоне обрести местночтимую святую Катерину. И поскольку раба Божия Катерина была воцерковленным человеком, Украинская Православная Церковь может сказать свое веское слово.

Катерина Васильевна Билокур


http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1695.html


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00