Разговор о самом главном

0
201
Время на чтение 4 минуты
Если вера у вас не на первом месте, значит, у вас её нет. Эта ясная, как день, и абсолютно справедливая мысль однажды пришла в голову мне при следующих обстоятельствах...

Мы были с женой на отдыхе. Маленький городок в Египте на берегу моря. Несметное количество магазинчиков, хождение по которым составляет особый пункт в списке курортных удовольствий. Необязательно что-то покупать. Можно поболтать с продавцом, оживлённо помогая себе жестикуляцией. Если выучить с десяток арабских слов и выражений, то уважение со стороны местного населения вам будет обеспечено. В вашем присутствии не будут говорить о вас в третьем лице, мол, «покажи этим болванам то, что они хотят». Напротив, вам, как другу, могут предложить крепкий чай в небольшом стакане или шишу. «Минфадляк, садик» («Пожалуйста, друг»). 

Так, обогащая словарный запас, перебирая сувениры и прицениваясь ко всякой чепухе, можно приятно провести несколько часов. Нам с женой это нравится больше, чем выезды на далёкие экскурсии ради дюжины фотографий на фоне священных развалин. 

Если у отдыхающих рябит в глазах от обилия магазинов и товаров в них, то у продавцов вовсе не так сильно рябит в глазах от обилия покупателей. Поэтому они так оживлённо подбегают к вам, так живо расхваливают товар, так любят торговаться. Но когда покупателей нет, когда на улице обычный солнцепёк, а в магазине — тишина и рождённая кондиционером прохлада, продавцам делать нечего. Они слушают музыку, в которой европейское ухо согласно признать только одну неизменную мелодию. Они курят, сидя на ступеньках своих магазинов. Они читают книги. 

Почти на каждом прилавке, возле кассового аппарата, на подоконнике или где-то ещё, но всегда рядом с продавцом — я видел в этих магазинчиках книги. Это был Коран, если продавец был мусульманин, и это было Евангелие, если продавец был христианин. В этих книгах непременно были закладки, и сам их внешний вид говорил о том, что это читаемые книги, а не лежащие для красоты. 

Несколько раз я просил их наугад открыть книгу и почитать вслух. Они живо соглашались, читали, объясняли прочитанное, и, кажется, больше, чем я, забывали о своих товарах и торговле. 

Христиан в Египте, конечно, меньше, чем мусульман. Но они есть, и их немало. Их нетрудно узнать по небольшому изображению креста, которое они носят в виде наколки на внутренней стороне правого запястья. Больше наколок на теле у них нет, и крестиков на груди нет, только этот, наколотый на руке. 

В одном из магазинчиков продавец, видя крестик у меня на груди, стал с удвоенной степенью радушия показывать мне свои товары. Это был молодой человек лет двадцати пяти. Стройный, худощавый, с аккуратно подстриженными и напомаженными волосами. Глаза его имели миндалевидную форму, и в профиль он был похож на ожившего персонажа древней фрески. Увидев книгу на его рабочем столике, я спросил: «Инджиль?» Он утвердительно кивнул головой и взял в руки Евангелие на арабском языке. Я попросил его прочесть пролог из Иоанна, то самое место, что читается в пасхальную ночь. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Он прочёл, и это было красиво. Затем я попросил его показать, как они совершают крестное знамение. Георгий (так его звали) положил на себя знак Креста, поочерёдно прикасаясь большим пальцем правой руки к челу, груди, левому и правому плечу. «Бисмилля Аб, уа Ибн, уа ля Руах Кадис», — сказал он при этом, и без переводчика было понятно, что это «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». 

Я несколько раз повторил за ним священные слова, пытаясь их запомнить. Георгий одобрительно улыбался, но потом посерьёзнел и стал объяснять. «Ты только не думай. Мы не в трёх богов верим, а в Одного Бога, только в трёх Лицах. Понимаешь?» Он говорил об этом довольно долго, истощая весь английский словарный запас и искренне переживая, пойму ли я его правильно. Я поспешил успокоить его и объяснил, что знаю учение Церкви о Святой Троице. Но он ещё несколько раз с очень серьёзным видом повторил, что они верят «не в трёх богов, и не просто в одного Бога, но в Святую Троицу в едином Существе». 

В конце концов он подарил мне то Евангелие на арабском. А когда я хотел в знак благодарности купить что-то в его магазине, замахал руками. «Лучше помолись обо мне. У меня скоро свадьба». 

Когда мы уже летели назад, в самолёте я вспомнил Георгия. Мы стали размышлять с супругой на тему того, могла ли эта ситуация повториться с нами на родине. Могло ли быть так, чтобы в одном из бесчисленных магазинов, где мы уже были и ещё побываем, продавец забыл о торговле и читал покупателю Евангелие? К своему стыду, мы согласились, что подобная ситуация совсем не представима у нас на родине. Никто не будет у нас учить тебя креститься, объяснять, что значат произносимые слова, и бояться, правильно ли ты его понял. По крайней мере, в сувенирной лавке никто не будет этим с тобой заниматься.

Чтобы говорить о вере, учить вере, переживать о вере, надо жить верой. Не привычными фразами, в которые не вложено сердце, не показухой, не обрядово-народной мишурой, а верой. 

Вопросы веры не являются областью профессионального интереса священников и семинарских преподавателей. И сердце садовника, и глаза пекаря тоже должны загораться радостным огнём при имени «Иисус» или «Святая Троица». В этом отношении люди равны, продавцы и монахи, водители автобусов и священники. 

Мы летели с женой над Средиземным морем и беседовали об этом важном и грустном вопросе. Была ночь, и нас клонило в сон. Мы засыпали, но от неудобного сидения затекали колени и болела спина. Тогда мы просыпались и опять немножко беседовали. Минут через десять жена зевала, клала голову мне на плечо и повторяла: «Да, если вера не на первом месте, то её нет».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Денисов
Страх
Рассказ
18.07.2013
Все статьи Дмитрий Денисов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06