По законам жанра

0
180
Время на чтение 4 минуты
Тёплое утро играло солнечными зайчиками. А вот настроение было паршивое. Без зайчиков. 

Нет, никакого существенного повода к этому не было. Но паршивость переполняла и лезла наружу. И нищие возле ограды настроения не добавили.

Особенно выводил из себя здоровенный нахальный детина в полосатой пижаме и с табличкой на правой стороне груди. Он назойливо совал каждому проходящему пластиковый стакан в лицо и что-то блеял про пожертвование на больницу, при этом чётким баскетбольным движением туловища отсекая конкурентов.

Был ещё «гунявый» с нервным тиком, пускавший слюни и мерно раскачивавший головой. Впрочем, нервный тик и слюнопускание прекращались сразу же за церковной оградой. Толстые тётки, цыганского вида дети и парочка восьмидесятилетних «одуванчиков». Все в сборе. Наскоро, не глядя, Андрей рассовал нарытую в карманах мелочь, размашисто перекрестился и вошёл в храм.

Перед вечностью человеческие эмоции всегда смешны. Наверное, поэтому раздражение понемногу утихло. Временно. Пока не пошли со сбором пожертвований бабки. Три старухи, три подноса, гуськом друг за другом. «На-рэ-монт-хра-ма!» Почему три, а не семь или двенадцать?

Во время паузы в службе, когда началась исповедь, Андрей вспомнил о каких-то важных делах, для решения которых нужно было выйти из храма. Он вышел в притвор. Притвор был длинный, вытянутый, похожий на тоннель. Ближе к выходу забрезжил свет в конце этого «тоннеля» и высветил фигуру мужичка в рабочей спецовке. Да уж, на паперти рядом с «полосатым» и «гунявым» много не заработаешь. Отсюда, конечно прогонят, но пока не видят, можно попробовать.

Поравнявшись с мужичком, Андрей отвернулся. Но тот всё равно окликнул: «Молодой человек!» Утреннее раздражение перешло в новое качество. Андрей вдруг решительно и зло повернулся к мужику, приблизился вплотную и сказал:

- Ну. Говори.

Выслушав рассказ о поезде, о краже денег и документов, о сестре, которая живёт недалеко в области, спросил:

- И чего ты хочешь от меня? Чем я могу тебе помочь? Лишних у меня нет.

- Да хоть... пару гривен, сколько сможете. Ради Христа. Вы не думайте, я Писания знаю (с ума сойти, он так и сказал: «Писания знаю»). Если вы с чистым сердцем, то Господь вам воздаст...

- Кому ты здесь чешешь? - стало почему-то смешно. - Скажи честно, что очень хочется выпить, а не на что. Я пойму. А ты мне про «писания» рассказываешь...

- Ну что вы, мне правда не на выпивку. К сестре доехать...

- Брешешь, - Андрей внимательно посмотрел в глаза мужику.

- Нет, - коротко ответил тот.

Андрей пригляделся. Рабочая спецовка, но чистая и не рваная. Пакет в руках. Немолодое лицо, потрёпанное, но не испитое, и глаза... Мужик продолжал смотреть на него прямо, не моргая и не отводя взгляда, но без нахальства. Просто смотрел.

Андрей сунул ему мятую пятёрку, которую, конечно же, давно держал наготове. «Ради Христа» - это пароль. Нельзя не дать. Но никто не сказал, что нужно при этом быть доверчивым простачком...

Важное дело, по которому понадобилось выйти из храма, оказалось, как и положено, мелким и пустым и было только поводом, чтобы выйти. Но чтобы признаться в этом себе самому, понадобилось всё-таки выйти. Андрей вернулся в «тоннель».

Мужичок стоял и разглядывал информацию на противоположной стене. Там висела реклама паломнических поездок, напоминание о том, что разговаривающим в храме посылаются скорби, и выполненный в лучших традициях агитпропа плакат. На плакате была изображена простоволосая женщина в брюках и короткой маечке, перечёркнутая жирным красным крестиком. Рядом такими же крестиками были перечёркнуты мобильный телефон и почему-то - собака.

- Так ты говоришь, что Писания читал? - весело спросил мужичка Андрей.

- Да не, я вот... читаю, - не понял тот.

- Я говорю, Евангелие читал? Про мельничный жернов? Знаешь, что если кто обманывает детей, тому надевают на шею мельничный жернов - и в реку? А тут все как дети...

Мужик очень серьёзно, без тени улыбки ответил:

- Что вы, это же большой грех.

Андрею стало неловко и стыдно за свою весёлость. Помолчали.

Потом мужик спросил:

- А вы часто ходите в церковь, верите, интересуетесь?

- Ну а почему же я здесь?

- А вот скажите, как эти слова понимать: «Се, стою у дверей и стучу»?

«Он что, издевается?» - подумал Андрей.

- Ну а как ещё это можно понимать...

- Это значит, в душу стучит, да? Да? Правильно? - его удивительные глаза просто... лучились. Именно так - лучились.

- Правильно.

Андрей подумал, что психолога из него так и не получилось. Мошенник этот мужичок или нет, он так никогда не узнает. Да и не хотелось уже. Он сказал:

- Ладно. Ты прости меня, больше ничем помочь тебе не могу.

- Что вы! Спасибо вам.

А потом Андрей вдруг неожиданно для себя протянул мужику руку. И тот её пожал. Это не была рука попрошайки. Он хорошо знал такие руки. Это было сильное, жёсткое и шершавое мужское рукопожатие. Такие руки знают, что такое труд, причём с самого детства знают.

Андрей вошёл в храм и тут поймал себя на мысли, что стоящий в «тоннеле» ни разу ему не «тыкнул». Хотя и был на вид лет на пятнадцать старше. Стало совсем гадко на душе. Но это была уже другая гадость. Не утренняя. Хорошая гадость.

А потом была проповедь и уж совсем нереальная вещь: батюшка вдруг заговорил о милосердии, хотя Евангелие в тот день было о другом... Андрей подумал, что так бывает только в приторных книжках с елейными неправдоподобными историями о вдруг покаявшихся грешниках. А потом разозлился сам на себя. Но и это уже была другая злость... А ещё спустя минуту думал о том, что тому, в «тоннеле» (нет, не в тоннеле, в притворе) - нужно бы дать не пятёрку, а двадцатку, её должно хватить на электричку до сестры...

Мужичка в притворе уже не было. Не было и во дворе, и на улице не было видно. Как и положено по законам приторно-елейного жанра. «Я Писания знаю», - вдруг вспомнил Андрей и улыбнулся. Первый раз за уже прошедшие полдня - искренне и радостно.

Замок двери в машине опять заело, сигнализация слабо пикала, но дверь не открывалась. Андрей стал стучать по двери возле замка, одновременно пытаясь повернуть ключ. Дверь долго не поддавалась, и он всё стучал, стучал... А потом зазвонили колокола.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/po_zakonam_zhanra.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Забелин
Все статьи Дмитрий Забелин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06