Иркутск лихорадит, после того как получило широкое распространение сообщение о массовом отравлении святой водой, которую люди набирали в праздник Крещения Господня из иордани в Михайло-Архангельском храме. За комментариями мы обратились к клирику иркутского храма Спаса Нерукотворного Образа Константину Мануйлову.
- Батюшка, в Крещенье вы сами были в Михайло-Архангельском храме, видели что там происходило?
- Я склонен думать, что воду набирали всё-таки не из источников, а именно из иордани, которая делалась для купания. Я сам купался в этой иордани вечером 19 января, и видел, что возле источников стояли очереди, а тут можно было просто подойти и зачерпнуть. Как известно, на Ангаре у нас все именно так и поступают. Но в Ангаре – то вода чистая, она течёт из Байкала. Здесь же была другая ситуация, иордань была освящена на озере, и вода там не предназначалась для питья, а лишь для того, чтобы окунуться. Очевидно, многие люди её всё-таки попили, и получили вред для здоровья в большей или меньшей степени. Расследование по этому поводу ведётся и скоро, уверен, будет установлена причина отравления. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время настоятель Михайло-Архангельской церкви о. Каллиник находится в Москве, на Рождественских чтениях. Поездка была запланирована заранее, и конечно никто не мог предвидеть, что случится такое несчастье. В ближайшее время настоятель вернётся, и надеюсь, будет доступен для комментариев.
- Людей в основном волнует вопрос, как можно отравиться водой, если она святая?
- Что хотелось бы сказать по этому поводу. Нужно понимать, для чего человек употребляет святую воду. Святая вода – это святыня, которую Господь дарует нам в воспоминание величайших событий, когда Сам Он был крещён в Иордане, Его тело омыли воды реки и оттого сами стали святыми. Это не значит, что у них изменилась формула, что они стали какими – то другими по физическому составу. Просто святость коснулась воды. Человеку, который в воспоминание этих событий, с верой и благоговением будет принимать такую воду, ничего и никогда не повредит. Но приходится отметить прискорбный факт, что большинство наших соотечественников, в Церковь Божью ходит два раза в год – на Крещение набрать водички и на Пасху, освятить куличи. Люди поступают, в какой-то степени магически, иногда не понимая даже зачем это нужно делать, и не имея веры. Святыня – это не талисман, не «заколдованная» вода. Святая вода – это не то, что избавляет человека от грехов, или делает счастливым, или защищает от всех жизненных трудностей и проблем.
Среди людей, которые были в храме, на службе, которые молились, нет ни одного случая отравления этой водой. Через этот факт мы видим особое прикосновение Божье, которое показывает нам, что мы должны быть осторожны со святостью. Если я прорвался, набрал и быстренько в себя затолкал святыню, это не значит, что я спасусь. Святыня требует благоговения, веры и чистоты души. Если я грешу всю жизнь, делаю всё, что мне угодно, не спрашивая, как к этому относится Бог, а потом прихожу и пью святыню, это же не значит, что я стал чище, лучше и святее. Когда я недостойно подхожу ко святыне, прикасаюсь к ней без покаянного благоговейного чувства, я наношу себе вред. В чём это выражается? Человек становится бесчувственнее, он черствеет душой, становится невосприимчив к добру и так далее. Нужно понять, что сама святыня – это «огнь палящий», как написано в Священном Писании. Это огонь, который может меня обогреть и помочь пройти какие-то сложности и согреться от мороза греха, и в то же время он может меня сжечь, если я легкомысленно и недостойно отнесусь к этому пламени.
- Батюшка, что вы посоветуете делать тем людям, которые пострадали?
-Тем людям, которые пострадали, я всё-таки посоветую увидеть в этой ситуации промысел Божий и понять, что это не просто кишечная палочка, а именно то событие, которое подталкивает к размышлению над жизнью. Нужно подумать и сделать выводы. А выводы простые: нужно менять жизнь к лучшему. Болезнь, как правило, человеку даётся для того, чтобы переосмыслить свою жизнь, снова задать себе вопрос: для чего я живу? Куда я иду? Как правило, болезнь, это вразумление, и если человек делает правильный вывод, болезнь ему не нужна. Я советую людям прийти в церковь, прийти к священникам и постараться все свои сомнения и недоумения разрешить именно там. Если они вместе со священником помолятся, поразмышляют, Господь даст им понять, почему это случилось и для чего, и как теперь жить дальше и что делать.
- Заболели дети, их особенно жалко.
- О детях хочется сказать отдельно. Дети – это лакмусовая бумажка, они всегда страдают за родителей, несут на себе последствия действий родителей. Если я буду преступником, убийцей, мои дети обязательно будут нести последствия моего греха, даже если не будут о нём знать. Они будут дерзкие, будут свысока относиться к людям, ну и так далее. Они всё равно понесут то, что я в своей жизни неправильно делаю. Если мы видим, что наши дети страдают, нужно сделать особенный вывод о том, что в нашей жизни что-то не так. Нужно смотреть на себя и пытаться понять, где я живу не правильно. Может быть, я увлёкся в погоне за деньгами, властью или наслаждениями. Может быть, имеет смысл остановиться и посмотреть, а что же я принёс в эту жизнь доброго, чтобы мои дети потом этим пользовались. Думаю, это событие, даёт человеку возможность встряхнуться, сделать правильный вывод, покаяться и дальше уже идти с Богом, ничего не боясь. Если у человека возникнет такое желание, господь никогда его не оставит и поможет и эту жизнь пройти достойно, и наследовать Царствие Небесное.
- Существует поверье, что в Крещенье вся вода во всех источниках становится святой, и многие люди в крещенскую ночь набирают воду из ближних речек и родников.
- Думаю, здесь уместны евангельские слова : «По вере вашей да будет вам». Действительно, именно в этот праздник Господь освящает воду. Если нет возможности прикоснуться к церковной службе, то можно набрать воды из любого источника и она действительно будет святая «по вере вашей», потому что Господь благословляет всех людей. Но опять же, возвращаюсь к тому, с чего начал, вода будет святая, если человек верит, просит Господа, если он молится. Если он просто набрал воду, то будет у него простая вода. Даже если вода освящённая, но человек относится к ней не как к святыне, будет у него простая вода. Потому что нет веры, а если её нет, прикосновение моё не угодно Богу, потому что я не хочу очиститься от моих грехов, а хотел просто святыней залить свои грехи. Но это же лукавство, обман. По сути дела, все внешние церковные атрибуты помогают человеку идти к святости, к добру, чистоте. Но если я просто кушаю просфоры, вёдрами пью святую воду, не обращаясь при этом к Богу, мало мне от этого пользы, а может быть, и вообще нет.
- С купанием то же самое?
- С купанием то же самое. Если я пришёл с верой, в воспоминание праздника Господня, чтобы прикоснуться именно к той воде, к которой Сам Господь прикасался. Представляете, я могу прикоснуться к той же самой воде, к которой Христос прикасался! Если я прихожу с этим чувством, то я действительно прикасаюсь именно к этой воде. Но если нет чувства – будет вода как вода. Напился я, прыгнул, вынырнул. Пожалуйста, и в любое другое время можно в прорубь нырять. Бог даст здоровья, всё и обойдётся. Но святость заключается именно в том, что Бог Сам, Живой, Вездесущий действует здесь и сейчас через эту воду. Не вода сама по себе, а Бог действует через воду. Если я недостоин, вода останется просто водой, а Он не коснётся меня. Не будет ни исцелений, ничего не будет, потому что я сам не хочу этого.
Вода действительно освящается в любом источнике, но если набирая её, я пренебрёг храмом, службой Божьей, Самим Богом, о какой святости можно говорить? Однажды человек в Крещенье пришёл в храм с бутылкой из-под водки. Причём, видно было, что эту водку он только что выпил. Протягивает эту бутылку и просит, «Налейте мне сюда водички». Я говорю: «Это же бутылка из-под водки, как же святость сюда лить?». Он удивился страшно, что нельзя. Спрашиваю его: «А зачем вам святая вода?». Он подумал и говорит: «Правда, а зачем она мне?». Развернулся и ушёл. Поэтому ещё раз скажу, если мы пренебрежительно относимся к святости, нет нам от этого пользы.
Интервью провела Елена Трифонова