Кто заступится за Ленского?

0
177
Время на чтение 6 минут

Зачем мы ходим в оперу?

Странный вопрос. Ах, опера, опера! Где еще так любят, ревнуют, ненавидят? Кипят страсти и эмоции. НАШИ страсти, НАШИ эмоции, которые мы не всегда можем выразить.

В оперу приходят люди совершенно разные. Раньше бы их можно было условно поделить на профессионалов (музыкантов, искусствоведов, студентов муз. училищ и консерваторий) и зрителя простого. Нормального зрителя, любящего оперу, музыку, театр.

В наше время выделился еще один тип - любители «клубнички», которые вопят от восторга на самых скандальных премьерах. Когда для поклонов на рампу выходят Скандал и Сенсация.

Опера - искусство условное, это мы знаем с детства. Даже если молодой солдат Хозе выглядит, как генерал в отставке, мы киваем, главное, чтобы голос у тенора звучал молодо. И дамы-травести нас не удивляют. Даже к контртенорам мы привыкли.

Но нынче на первый план упорно пробивается режиссер, заслоняя дирижера и едва ли не солистов. А режиссер пошел «крутой». Один старается переплюнуть другого и не отстать о моды

Режиссеры усиленно борются с певцами, кто кого победит. Увы, побеждают режиссеры. И бедные певцы покоряются. То им приказывают стоять с застывшей миной на лице, то вдруг требуют во время сложнейших арий находиться «в действии». Их заставляют ползать по полу, качаться на качелях, делать отжимания, рвать что-нибудь на мелкие кусочки. Все что угодно, лишь бы не дать зрителю сосредоточиться на музыке. Модой и только повальной модой можно объяснить современные оперные инсценировки.

Говорят, Вишневская после премьеры «Онегина» в Большом зареклась ходить в театр, где подобное возможно. И назвала действо на сцене «ужасом и бесстыдством».

Все чаще мне кажется, что я смотрю пародии: Яго в «Отелло» публично мочится у портала (Ганновер). Не отстает от него Герцог Мантуанский, тоже спутавший подмостки с туалетом. Белокожая блондинка Аида объясняется с Радемесом между мусорных мешков и пустых пивных ящиков (Нюрнберг). Мадам Баттерфляй в борделе для секс-туристов (Берлин, Комише Опер). Залитая кровью постановка «Похищение из Сераля» (режиссер Биейто, Комише Опер).

Рижский театр поместил действие «Золушки» в бордель. К счастью, фонд Прокофьева запретил постановку. Потому как во всем мире существует договоренность, что в течение 75 лет после смерти композитора нельзя ничего делать с его произведениями без согласия наследников.

Кто защитит давно умерших композиторов? Кто вступится за Верди и Чайковского?

Режиссеры-новаторы предали забвению саму мысль, что смысл работы театра и режиссера - раскрыть замысел композитора, понять внутреннюю жизнь персонажа, личности. Ее судьбу, мысли, поведение в различных ситуациях. Что режиссер должен помочь певцу выразить это в действии.

Нет, они стремятся выразить только СЕБЯ. И чем оригинальнее, тем лучше. Последнее время наблюдался бум с «Онегиным». Возможно, в связи с юбилеем Пушкина.

Бедный Пушкин. Бедный Чайковский. Бедный зритель.

Чем «Онегин» так обидел режиссеров, что они на него дружно ополчились?

Это уже не спектакль в привычном понимании, когда в действии развивается судьба героев. Это монтаж отдельных эпизодов. И чем «круче» эти эпизоды, тем лучше.

Девицы-красавицы (МАМТ, реж. Титель) развешивают белье. Большие белые простыни. В Дессау, Германия (реж. Кульман), девицы, наряженные как портовые карменситы, так льнут к Онегину, что из зала это похоже на попытку группового изнасилования. Причем жертвой оказывается Онегин.

В Большом театре (реж. Черняков) все действие крутится вокруг огромного стола. Вокруг него и поется про сбор урожая.

Вокруг этого стола заставили бегать Татьяну, когда она мечтает об Онегине и пишет письмо. Иногда она запрыгивает на столешницу, чтобы помаяться там. В Мюнхене (реж. Варликовский) Татьяна, сочиняя письмо, буквально катается по полу, теребя короткую ночную рубашку. В саду девица, объясняясь с Онегиным, вешается ему на шею, обвив ногами.

У режиссера Тителя (МАМТ) певица взлетает на помост, на котором строятся практически все мизансцены первых двух картин, метров на десять вверх, и вот там-то и происходит действие Письма. Что при этом хотел сказать режиссер? Что Татьяна приподнята над бытом? Вот бедняжка, «Сцена письма» совсем непростая в вокальном смысле.

Откуда режиссеры-новаторы черпают свои идеи, одному Богу известно.

Бывало, постановочная работа начиналась с «застольного периода» - не придирайтесь к слову, не обязательно сидеть за столом. Но пьеса обсуждается на все лады, каждому персонажу придумывается подробная биография, личная судьба. Изучается первоисточник. В оперном варианте - изучается музыкальный материал. Какие эмоции и страсти композитор вложил в музыку. Вот тут уж режиссеру нужно потрудиться над самым главным - проникновением в оперную партитуру. Для этого надо быть большим музыкантом, иметь настоящее музыкальное образование, связанное не только со знанием музыкальных технологий, но и с законами театра.

И рождается крамольная мысль: а они, режиссеры, в ноты заглядывали? Или они инсценируют свои собственные страшные сны?

Как мы и предполагали, в Большом театре знаменитая сцена дуэли разворачивается на столе. У домашнего стола сходятся два дуэлянта, и на него падает случайно - из ружья - подстреленный Ленский, одетый а ля рюс - в тулуп и шапку-ушанку. В МАМТ труп убитого Ленского просто сметают со сцены швабрами. Личность, мол, лишняя.

Я, человек со здоровой психикой, ну, не понимаю...

Например, гомосексуальную концепцию. Режиссер Варликовский (Мюнхен), поляк, знаток загадочной русской души, наконец-то открыл нам глаза на тайны Онегина. Любовь была, оказывается, между Онегиным и Ленским. И дуэль вышла из-за ревности. Только приревновал Ленский не Ольгу к Онегину, а коварного полюбовника Евгения к девице. Зачем он тогда упрекает Ольгу в легкомыслии, когда Евгений при этом объяснении целует его в засос? Или он бисексуален?

И роковая дуэль происходит на двуспальной кровати. Бывшие друзья долго снимают пиджаки и рубашки, Ленский тянется к другу (от любви, похоже, в порыве страсти). После выстрела Онегин долго взирает на тело убитого друга. И вокруг него танцуют наполовину заголенные ковбои.

Стоп!

Онегина мы все в школе «проходили», оперу с детства слышали и целиком, и в ариях. Но, может, мы все не в ногу шагаем? Не поленимся, еще раз проштудируем весь роман.

Ну, ни намека на гейскую любовь!

Режиссер кивает на композитора: мол, Петр Ильич был гомосексуалистом, хотя это уже опровергнуто. Но опера-то о ком?

Смотришь подобные постановки и спрашиваешь: почему...

Почему Татьяна разгуливает нечесаная и, похоже, немытая? Почему Ленский поет за Трике? И при этом ведет себя как пациент из Кащенко? Почему Ольга - злющая, агрессивная и люто ненавидит сестру? Почему Ленский поет «Куда, куда вы удалились», а рядом с ним сидит странная дама, которая заходится в слезах. Почему мамаша Ларина хлещет рюмку за рюмкой, истерически то хохочет, то рыдает? Почему, почему, почему?.. Что бы это значило?

Где это господа режиссеры откопали? В тексте - ничего подобного и близко нет.

Но, заметьте, мы говорим об ОПЕРЕ. А всем известно, что в опере композитор может акценты переместить. Хрестоматийный пример: герои «Пиковой дамы» Пушкина в опере значительно изменились, облагородились, и получилась уже другая история. Кармен Бизе весьма отличается от Кармен Мериме.

Поэтому не поленимся и заглянем в партитуру. Клянусь, нет там такого.

А про постановку в Берлине в Штаатс опер Унтер ден Лиден без слез говорить невозможно. Ахим Фреуер постарался и как режиссер, и как художник, и даже как дизайнер по свету. На все руки мастер. Все в белом - то ли мельники неумытые, то ли клоуны с глазами лемуров, то ли куклы с круглыми нарисованными глазами. Чувства и эмоции выхолощены не только в сценическом поведении, но и в пении.

Предлагаю: давайте на короткое время закроем уши, и поплотнее. И посмотрим на сцену. А что? Здорово! Интересные задумки, очень оригинальные. Свежие идеи.

Теперь, господа режиссеры, напишите сценарий к своим идеям. А к сценарию - музыку. И мы будем вам искренно аплодировать.

Причем здесь Чайковский и Пушкин?

Почему вы так беспардонны? Глаза закрыть хочется.

Тогда зачем ходить в театр? Проще дома поставить хорошую запись с первоклассными исполнителями.

И ушам приятнее, потому как дирижеры всех названых оперных постановок, очевидно, с перепугу от творящегося на сцене действа так давили оркестром, что заглушали певцов. Явно не справлялись с темпераментом. То загоняли темп так, что вокалисты не успевали текст подпевать, а полонез походил на польку. То тянули, и певцы выпучивали глаза от натуги.

Помните, раньше были худсоветы, приёмные комиссии? Нынче контроля нет, полная свобода и демократия.

Ну, уж такая ли полная свобода? Есть законы, запрещающие пропаганду насилия, вражды.

Запрещена детская порнография. Запрещено продавать подросткам табак, алкогольные напитки и компьютерные игры с супержестокостью и насилием.

Даже в кинематографе есть границы. Например, чтобы фильм «Базис инстинкт» не посчитали порнографическим, режиссеру пришлось вырезать около семнадцати эротических сцен.

Выходит, есть правила и законы?

Почему же никто не вступится за классику? Умершие композиторы уже сто раз в гробу перевернулись от ужаса.

Или остается уповать на переменчивость моды?

Мол, любая мода скоротечна, пройдет и эта.

И наступит мода на красоту. На красоту человеческих чувств и средства их выражения. Но неужели «...жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе...»

Людмила БЕЛОУСОВА

Автор окончила ГИТИС, пела в оперных театрах России, Украины, Германии, гастролировала в Японии, Швейцарии, Дании, Франции. Печаталась в местной прессе. Лауреат международного литературного конкурса.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8292

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Белоусова
Все статьи Людмила Белоусова
Последние комментарии